Джняна Санкалини Тантра

1. К Махешваре восседающему на вершине Кайласы, Богу богов, Учителю мира, обратилась Махадеви : «Поведай мне Знание»!
2. Деви сказала:
О Бог! Как происходит Творение и как Творение разрушается? Какова Брахма-джняна (Знание Брахмана), которое вне Творения и Разрушения?
3. Ишвара сказал:
Творение возникает от Того, что вне слов и непроявлено (авьякта) и возвращается к этому непроявленному во (время) Разрушения. Знание Брахмана является этим непроявленным, (пребывающим) вне Творения и Разрушения.
4. От слога OМ происходит все: четырнадцать видий, мантра, пуджа, дхьяна, деяние и недеяние.
5. Четыре Веды, шесть Веданг, Миманса, Ньяя, дхарма-шастра и пураны являются четырнадцатью Видьями.
6. Хотя эти Видьи известны, (истинное) знание – нет. Но благодаря знанию Брахма-джняны Человек (становится) искушен во всем остальном знании.
7. Веды и Пураны подобны доступным женщинам, но Брахма-видья сокрыта, подобно Кула Шакти.
8. Все знание находится в теле, все божества пребывает в теле, все священные места находятся в теле, познаваемом через наставление Гуру.
9. Самопознание – причина счастья и Освобождения для человека, а не Дхарма, не карма и не произнесение мантр.
10. Как огонь сокрыт в дереве, как аромат – в цветке и вкус – в воде, так в центре человеческой природы – Бог, лишенный греха и добродетели.
11. Ида – есть Ганга, и Пингала – Ямуна. В середине (между) Идой и Пингалой (находится) Сушумна, Сарасвати.
12. Место слияния этих трех известно как царственное, святое место. Кто совершает в нем омовение, избавится от всех грехов.
13. Деви сказала:
О, Махешвара! Что является Кхечари-мудрой? Что является Шамбхави-видьей? Каково знание Атмана? Поведай мне это!
14. Ишвара сказал:
Устойчивость ума без внешней опоры, управление дыханием без ограничения, устойчивое наблюдение без взгляда, именуется Кхечари-мудрой.
15. Подобно ребенку или глупцу, двигающимся во сне и грезах, даже не будучи спящими, подобно этому человек блуждает без поддержки знания Шамбхави-видьи.
16. Деви сказала:
О Бог богов, Владыка вселенной, Верховный Господь! Поведай Мне о различных дхармах, о каждой по отдельности.
17. Ишвара сказал:
Тридандины привержены практике Вед, шакты поклоняются Пракрити, буддисты следуют пустоте (Шунья).
18. Чарваки, при их знании таттв, являются неверующими, отрицающими существование Источника всего.
19. Ума сказала:
О, Бог! Поведай о качествах пространства тела! Расскажи об этих пяти элементах и этих двадцати пяти сущностях.
20. Ишвара сказал:
 Пять сущностей земли, согласно Брахма-джняне, являются костями, плотью, ногтями, кожей и волосами.
21. Знающие Брахма-джняну говорят, что семя, кровь, пот, моча и слюна – пять сущностей воды.
22. Знающие Брахма-джняну говорят, что сон, голод, жажда, усталость и лень – пять сущностей огня.
23. Согласно Брахма-джняне, протяженность, колебание, подбрасывание, расширение и соединение – пять качеств воздуха.
24. Знающие Брахма-джняну говорят, что желание, гнев, заблуждение, стыд и жадность – пять качеств эфира.
25. Воздух происходит от эфира, огонь происходит от воздуха, вода происходит от огня и земля происходит от воды.
26. Земля растворяется в воде, вода растворяется в огне, огонь растворяется в воздухе и воздух растворяется в эфире.
27. Творение происходит от пяти элементов и растворяется в них в них. Оно больше, чем пять элементов – оно то, что, пребывает над ними, без сомнения.
28. Органы осязания, вкуса, запаха, зрения и слушания – пять элементов чувства. Ум – элемент, который порождает их.
29. Вся вселенная пребывает в центре тела. То, что обладает формой, подвержено разрушению, в то время как то, что без формы – нерушимо.
30. Тот, чей Ум сосредоточен на Бесформенном, сам становится единым с Бесформенным. Поэтому, со всем старанием следует оставить то, что обладает формой.
31. Деви сказала:
О, Адинатха, поведай мне о семи дхату. Что является ими? Что есть Атман? Что есть внутренний Атман? Что есть Высший Атман?
32. Ишвара сказал: 
Семя, кровь, пот, жир, плоть, кости и костный мозг являются семью дхату в теле.
33. Тело – есть Атман. Ум – Внутренний Атман, а Высший Атман – есть Пустота, в которой растворяется Ум.
34. Кровь – мать дхату, и семя – отец дхату. Шунья дхату, производимое от жизненного дыхания – плод.
35. Деви сказала: 
Поведай мне о природе Речи. Как она творится и как растворяется?
36. Ишвара сказал:
Жизненное дыхание (прана) происходит от Непроявленного (Авьякта), Ум происходит от жизненного дыхания, речь происходит от Ума и растворяется в Уме.
37. Деви сказала:
Где обитает солнце? Где обитает луна? Где обитает жизненное дыхание? Где обитает Ум?
38. Ишвара сказал:
Луна – в основании нёба. Солнце – в основании пупа. Жизненное дыхание – выше солнца, а Ум – ниже луны.
39. Сознание – выше Солнца, и джива – выше Луны. О Махадеви, это следует узнать из уст Гуру.
40. Деви сказала:
Где пребывает Шакти? Где – Шива? Где – Время? Какова причина старения?
41. Ишвара сказал: 
Шакти пребывает в пределах Паталы. Шива – вне (ее). Время, причина старения, находится в эфире.
42. Деви сказал. 
Кто хочет есть? Кто хочет пить? Что есть пребывание в бодрствовании, сне и глубоком сне?
43. Шива сказал: 
Жизненное дыхание хочет пищи. Пища переваривается (его) огнем. Жизненное дыхание является деятелем в бодрствовании, во сне со сновидениями и глубоком сне.
44. Деви сказала: 
Какова причина кармы? Какова причина греха? Кто совершает грех? Как он освобождается от грехов?
45. Шива сказал:
 Ум совершает грехи. Ум загрязняется в соответствии с дурными действиями.
Тот Ум, став собой, не делает ни хорошего, ни плохого.
46. Деви сказала: 
Как воплощенная душа (джива) становится Шивой? Что есть Причина и следствие? Поведай мне, если любишь Меня!
47. Ишвара сказал:
Ограниченная заблуждением джива, освобожденный от заблуждения Садашива. Ты есть Причина и следствие. Просветление не отлично от Тебя.
48. Люди, подверженные Тамасу привязываются к тому или иному священному месту, думая, что Шива является здесь, а Шакти – в другом месте, ум – где-нибудь еще и жизненное дыхание – еще где-нибудь.
49. O Прекрасная, они не понимают, что священное место находится в пределах тела. Как тогда, они могут быть освобождены?
50. Веда – не есть знание, вечный Брахман – есть Знание. Тот, кто знает Брахма-видью – брахман, искушенный в Ведах.
51. После взбалтывания четырех Вед и всех священных писаний, йоги извлекают их сущность, оставляя пандитам пить молоко и масло, которое остается.
52. Все священные писания походят на грязные объедки, все это – разговоры о Знании. Знание Брахмана вне слов – оно не объедки.
53. Путь Брахмана – истинный тапас, а не обычный тапас. Тот, кто знает высшее Семя, тот – Бог.
54. Созерцание – не созерцание, если Ум не объединен с Шуньей. Кто делает так, становится счастливым и освобожденным, без сомнения.
55. Жертвоприношение (хома) – не хома, если это не самадхи, в котором жизненное дыхания жертвуется в огонь Брахмана. Это – истинное жертвоприношение.
56. Хорошие и дурные действия вызывают хорошие и злые последствия. Поэтому, всеми способами, мудрый человек отклоняет их.
57. Поскольку, пока невежество преобладает, столько же длится (привязанность) к семье и касте. Обретя знания Брахма-джняны, каждый свободен от всех различий касты.
58. Деви сказала: 
О Шанкара, я не понимаю этого Знания, о котором Ты говорил, о Владыка богов! Удали мои сомнения! Поведай мне, как растворяется Ум.
59. Шанкара сказал:
Говорится, что Брахма-джняна походит на сон без сновидений, в котором растворяется Ум, речь и действия.
60. Говорится, что Брахма-джняна – это однонаправленное состояние, (удерживаемое) без усилий, мирное, свободное от заблуждения и дарящее искренность ребенка.
61. Далее я поведаю, что говорили знающие Истину. Йога – отвержение всех мыслей и беспокойств.
62. Тот, кто достигает самадхи на долю секунды или даже половину доли секунды, мгновенно уничтожает зло сотни рождений.
63. Деви сказала:
О Бог, что является Шакти и что является Шивой? Поведай Мне об этом! Яви природу Знания!
64. Шакти пребывает в подвижном Уме, Шива пребывает в устойчивом Уме. Тот, кто пребывает в устойчивом Уме, становится Освобожденным при жизни в теле.
65. Деви сказала. Где три Шакти? Где шесть чакр? Где двадцать один мир? Где семь адских миров?
66. Ишвара сказал:
Верхняя Шакти находится в горле, более низкая Шакти находится в анусе. Серединая Шакти находится в пупе, а (то, что) выше них – вне описания.
67. Адхара чакра находится в анусе, свадхиштана – около полового органа. Я уже говорил ранее различении чакр. Поклонение Тому, что выше чакр!
68. Высшая половина тела называется, Брахмалока, ниже этого – Паталалока. Тело напоминает дерево с корнями наверху и ветвями внизу.
69. Деви сказала:
О Парамешвара, Шива, Шанкара, Ишана. Поведай Мне! Какие существуют десять жизненных дыханий и каковы десять дверей?
70. Ишвара сказал: 
Прана находится в сердце, апана находится в анусе, Самана находится в область пупа и удана расположена в горле.
71. Вьяна распространен повсюду в теле, нага перемещается вверх, курма расположена в тиртхах.
72. Крикара находится в крике, Девадатта находится в зевоте, Дхананджая находится в пении и реве.
73. Согласно йогинам, эти жизненные дыхания не имеют никакой опоры. Девять дверей ясны, и десятая дверь – именуется Умом.
74. Деви сказала: 
Поведай Мне признаки нади, распространенные повсюду в теле. Поведай мне десять происходящих из Кундалини Шакти.
75. Ишвара сказал:
Ида, пингала и сушумна идут вверх. Гандхари, Хастиджихва и Прасава движутся в низ.
76. Аламбуша и Яша расположены справа. Куху и шакхини расположенный слева.
77. Говорится, что различные нади, составляя семьдесят две тысячи, происходят от этих десяти и существуют в теле.
78. Только йогин со знанием нади – истинный йогин. О Деви, знание нади дает сиддхи для йогинов.
79. Деви сказала: 
О Бхутанатха, Махадева, Парамешвара, поведай Мне, что есть три Бога? Каковы – три бхавы? Каковы – три гуны?
80. Ишвара сказал:
Брахма рожден из раджаса. Хари – рожден из саттвы, Рудра происходит из гнева. Эта три бога – гуны.
81. Эти три бога, Брахма, Вишну, Махешвара, являются Одним. Тот, кто думает о них, как о различающихся по сути, никогда не будет освобожден.
82. Брахма подобен семени, Хари подобен жизненному дыханию, и Рудра подобен Уму. Эта три Бога – гуны.
83. Брахма сострадателен, Хари чист, и Рудра пламенный. Эта три бога являются гунами.
84. Единосущно, они – Одно, высший Брахман, Вся Вселенная, движущаяся и неподвижная. Тот, кто думает о них, как о различающихся по природе, никогда не будет освобожден.
85. Я – Творение. Я – время. Я – Брахма. Я – Хари. Я – Рудра. Я – Шунья, Я – всюду. Я – не имеет различия.
86. Я – душа всех, о Деви. Я – свободен от желания, я – эфир. Я – Моя чистая, собственная незапятнанная Природа, нет в том сомнения.
87. Вира, который контролирует чувства – является Брахмачарином. Истинный пандит – тот, кто говорит правду, посвященный, щедрый, обладающий устойчивым Умом.
88. Путь Брахмана – корень тапаса. Сострадание – корень Дхармы. Поэтому, со всем усердием, следует принять прибежище в сострадательной Дхарме.
89. Деви сказала:
О, Владыка йоги, Господь вселенной, Любимый Умой, как сама жизнь, поведай о Ведах, почитании сандхьи, тапасе, созерцании, и жертвоприношении.
90. Ишвара сказал:
Одна тысяча Ашвамедх и сто (тысяч) жертвоприношений Ваджапея – не сравнятся даже шестнадцатой долей величия Брахма-джняны.
91. Паломничество к священным титхам и омовение там не сравнится с шестнадцатой долей величия Брахма-джняны.
92. Никакой друг, никакой сын, никакой отец и никакие родственники не могут когда-либо сравниться с Гуру, раскрывающему высшую Истину.
93. Изучение (Вед), паломничество к святым местам, боги и богини никогда не смогут сравниться с Гуру, раскрывающему высшую Истину.
94. Ученик, получивший единый слог (мантры) от Гуру никогда не сможет найти ничего в мире, чтобы смогло возместить этот долг.
95. Брахма-джняна – тайное знание не должно раскрываться любой, но только посвященной душе.
96. Мудрый должен оставить мантру, пуджу, тапас, дхьяну, хому, джапу, жертвоприношение животных, ньясу и все действия.
97. Общение с другими имеет много изъянов, избегающий общения с другими имеет много достоинств. Поэтому, со всем усердием, мудрый должен отклонить общество других людей.
98. Слог А – саттва, Слог У – раджас и слог М – тамас, Эти три (слога) – непосредственно (Сама) Пракрити.
99. Неразрушимое – есть Пракрити, Ишвара – есть Пракрити, которая сама по себе неразрушима. От Ишвары происходит Пракрити, которая является тройственной по природе.
100. Пракрити – есть Шакти, (она же) Майя – причина создания и разрушения, Авидья и Мохини в форме звука.
101. А – есть Риг Веда, слог У – Яджур Веда и слог М – Самаведа.
102-103. Следует знать ОМ как три Нады. Слог – А именуется Бхурлокой, слог У – Бхувалокой и слог М – Сварлокой. В этих трех слогах проявляется Атман.
104-105. Слог А – есть земля, желтого цвета, слог У подобен молнии и эфиру, и слог М – белый, (представляет) Небо. Воистину Единый OМ проникает во все, Он непосредственно Сам Брахман.
106. Те, кто, пребывая в устойчивой асане, созерцают (Его) ежедневно, свободны от тревог и представлений, они являются йогинами, не иначе. Так сказал Шива.
107. Кто читает это или слушает каждый день, становится чистым и свободным от всех Беспокойств. Он будет обитать в мире Шивы.