Бхаврича упанишада. Риг-веда.

Группа упанишад — шакта.

В Начале была Единая Деви. Она сотворила Вселенную. (Она) известна как Камакала. (Она) известна как искусство любви./1/

Ею рожден Брахма, рожден Вишну, рожден Рудра, рождены все толпы марутов, рождены киннары, гандхарвы, апсары, все небесные музыканты рождены. Порождено вкушаемое, порождено все. Порождены все энергии, порождены все живущие существа движущиеся и неподвижные: рожденные из яйца, рожденные из икры, рожденные из пота, рожденные из семени и люди. /2/

Она – Высшая Шакти. Она тайная Шамбхави видйа; видйа начинающаяся со слога КА, видйа начинающаяся со слога ХА, видйа начинающаяся со слога СА. Пребывающая в произнесении; "ОМ ОМ". /3/

Она проникая в Трехградие и три тела освящает их снаружи и изнутри. Великая Трипурасундари есть Сознание Вселенной благодаря непривязанности к месту, времени и обстоятельствам. /4/

Она есть Самость (Атман).Отличный от Нее – нереальный не-Атман. Она – есть Сознание Брахмана,Свободная от скверны сущего и не-сущего, Знание, Недвойственное Сознание Брахмана, Волна Бытия, Сознания, Блаженства. Проникая снаружи и внутри (всего) Великая Трипурасундари проявляет себя. То что существует есть мера Сущей (Шакти). То,что проявляется – есть мера Сознания (Шакти),что любимо – Блаженство (Шакти). Великая Трипурасундари – Образ всего, "То" и "Это", ты,я, вся Вселенная, все боги. Из Нее происходит все. Воистину, Единая реальность – Именуемая Лалита есть Недвойственная неделимая Сущность – Высший Брахман. /5/

Благодаря отбрасыванию пяти форм (Брахмана),происходит прекращение движения.Остающаяся одна Единосущная Реальность есть Махат. /6/

Говорится; "Постижение – есть Брахман," или "Я есть Брахман", или "Брахман есть Я", или "Ты есть То", или "Этот Атман – есть Брахман". "Я есть Брахман" или "Брахман есть Я". /7/

Тот который есть Я – Он есть Я.Который в Нем – Он есть Я. Та, Которая есть Шодаши, созерцается как пятнадцатисложная Шри видйа (Она есть) Махатрипурасундари, Бала, Амбика, Багала, Матанги, Свайамваракалйани, Бхуванешвари, Чамунда, Чанда, Варахи, Тираскарини, Раджаматанги, Шукашйамала, Лагхушйамала, Ашварудха, Прайангира, Дхумавати, Савитри, Сарасвати, Гайатри, Брахманандакала. /8/

Непреходящий Рик – высшее небо в котором пребывают все боги, – что принесет этот рик тем, кто не знает Его? Те же кто поистине знают Его сидят здесь вместе. Такова упанишада./9/

Перевод с санскрита  Ерченкова О.Н.

Субхагьялакшми упанишада. Риг-веда.

Группа упанишад — шакта.

Первая часть.

Боги спросили Бхагавана: О Бхагаван! Поведай нам знание Саубхагйа Лакшми. 

Им ответил Бхагаван Ади Нарайана: Внемлите и слушайте, о боги, о (Богине) Шри, форме Творения, превосходящей Турию, Всепревосходящей, Пребывающей во всех мантрах и асанах, Окруженной питхами, второстепенными питхами и божествами, Четырехрукой, созерцаемой с помощью пятнадцати риков (гимна) “Хиранйаварна…”

Теперь (об этом гимне). У (этого гимна, именуемого) Шри Сукта, состоящего из пятнадцати риков риши – Ананда Кардама, Чиклината, Сын Индиры. Метрический размер трех риков начиная с “Хиранйаварна…” – ануштубх. (У рика) “камсo’сми…” метрический размер брихати, Между ними – триштубх, и восемь последующих (риков) ануштубх. Оставшиеся – прастарапанкти. Божества – Шри и Агни. “Хиранйаварна…” – биджа, “камсo’сми”… — шакти. Ньяса шести частей тела (шаданга ньяса выполняется с мантрами составлеными из имен) Хиранмайа, Чандра,Раджатасраджа, Хиранйасраджа, Хиранйа, Хиранйаварна в дательном падеже, начинающимися с пранавы и заканчивающимися на “НАМАХ”.

Пребывающей в чистом лотосе, цветом (подобной) груде серебра, Держащей в (двух) лотосных руках по лотосу, в двух других (руках) жесты бесстрашия, Украшенной многочисленным пестрым убранством и драгоценостями, Матери всего мира, Шри постоянное поклоение!

Ее питха: в венчике собрана Шри биджа, в восьми и двенадцати (лепестковых) лотосах в каждой части (помещена) половина (каждого) рика Шри сукты. Снаружи – чистота с матрикой. Нарисовав эту десятичленную священную янтру, следует призвать (в нее Богиню) Шри. Первое окружение – шаданга, второе (божества) начиная с Падмы, третьи – локапалы, четвертое – их оружие. (Затем следует пуджа), призывание и т.д. с (рецитацией) Шри сукты и джапа (Шри сукты) шестнадцать тысяч раз. —

Ее питха (состоит) из восьми лепестков, трех линий, двенадцати спиц, и квадрата. Это Рама питха. В ее венчике почитаются ее шакти: Канти, Сришти, Кирти, Санкита, Вьюшти, Уткришти, Риддхи. Этих девять шакти следует почитать в дательном падеже, начиная с пранавы заканчивая на НАМАХ. Такова первая анга (пуджа). Вторая (включает почитание Васудевы и т.д. Третья (включает почитаниеF Балаки и т.д. Четвертая – Индру и т.д. Джапа (составляет) двенадцать лакхов (млн. тысяч раз).

Мантры для почитания Лакшми начинающиеся с пранавы и заканчивающиеся на НАМАХ: Шри, Лакшми, Варада, Вишнупатни, Васупрада, Хиранйарупа, Сварнамалини, Раджатасраджа, Сварнапрабха, Сварнапракара, Падмавасини, Падмахаста, Падмаприя, Мукталанкара, Чандра, Сурйа, Бильваприя, Ишвари, Бхукти, Мукти, Вибхути, Риддхи, Самриддхи, Кришти, Пушти, Дханада, Дханешвари, Шраддха, Бхогини, Бхогада, Дхатри и Видхатри. Питха, ангаа (ньяса) и т.д. такие же, как у экакшары (слога ОМ). Джапа – один лакх. Десятая часть (от этого количества) – тарпана, сотая часть огненное жертвоприношение, тысячная часть – удовлетворение дважды рожденных (брахманов). 

Обретаются сиддхи Шри видйи только при отсутствии желаний, они никогда не появляются при наличии желаний. 

Вторая часть.

Затем боги сказали: Поведай нам Истину, определяемую как четвертая по отношению к Майе. На это (Бхагаван) сказал:

Йогой постигается йога, От йоги происходит йога, и даже тот йогин, кем йога не была постигнута (до конца) будет счастлив долгое время.

Завершая рано сон, питаясь умеренно, свежей пищей, отбросив усталость, в уединенном месте, не (утоляя) жажду следует предаваться постоянной практике сдерживания дыхания. 

Сделав вдох ртом, и задерживая прану в области огня, большими пальцами, а также ладонями следует закрыть шесть отверстий: глаза, уши и ноздри. Таким образом зрится каждая часть пранавы. (Из множества видов) дхйаны, способствующих растворению ума, эта наилучшая.

Закрывая уши, рот, глаза, ноздри, следует слушать наду, возникающую в чистом потоке сушумны. 

Тот кто слушает в анахате многообразие звуков становится обладателем божественного тела, божественного сияния, божественного аромата и здоровья. 

Начав (слушать наду) в пространстве раскрытого сердца, йогин становится соединившимся (с Ишта деватой). На второй ступени он устремляется в центр. Йогин находясь в асанах, в падмасане и т.д. становится устойчивым в асанах. Затем, после разрубания Вишну-грантхи возникает Высшее Блаженство (Ананда).-

(Когда) преодолевается вверху пустотность (анахаты) возникает звук литавр. Когда разрубается третий (узел), возникает звучание грома.

Далее прана движется к Великой Пустоте, Обители всех совершенств. Затем разрубается дыхание блаженства ума.

Когда возникает звук Вишну, он звучит как колокольчик. Это состояние ума называется Санакой и другими мудрецами – Единством. Переходя с уровня двойственности на (уровень) недвойственности, созерцая мир пракрити и исполнив положенные обязанности, (йогин) становится бессмертным.- 

Восходя к йоге при помощи йоги, открывая Бытие Бытием, безмысленно пребывая в безмыслии, в единстве с невыразимой Высшей Истиной, (йогин) становится Ею. 

Знающий, избавившись от (ложного) чувства “Я”, познавший Бесподобное Бытие вселенной, пребывая в невыразимом, не будет скорбеть вновь.

Как реки устремляются в океан, становясь едиными с ним, также (происходит) единство ума и Атмана. (Это) именуется самадхи.

Когда растворяется прана и растворяется ум, тогда (наступает) Единство, которое именуется самадхи.

Единство дживатмы и Паратмы при полном уничтожении желаний именуется самадхи. 

Непрерывный Свет, Пустота, отсутствие ума, отсутствие буддхи когда является отстутствие всего этого, это именуется самадхи.

Когда воплощенный двигаясь в собственном теле в постоянном самадхи познает, что оно неподвижно, это именуется самадхи.

Куда бы не направлялся ум, там будет высшее место, там же – Высший Брахман, пребывающий повсюду.

Третья часть.

Затем боги сказали: “Поведай нам о различении девяти чакр. На это (Бхагаван) сказал:

В основании (позвоночника) следует созерцать первую чакру, которую трижды спиралевидно обвивает Шакти, (пребывающую) в форме огня. Там же находится Камарупа питха, дающая (исполнение) всех желаний. Такова адхарачакра.

Вторая, свадхиштхана чакра (имеет) шесть лепестков. В центре ее следует созерцать лингам, подобный веточке коралла, обращенный на восток. Там пребывает уддияна питха, дающая сиддхи очаровывания всей вселенной.

В середине (тела) следует созерцать третью, Манипура чакру. Ее пять раз обвивает Кундалини, Самартхйа шакти, сверкающая как молния и десять миллионов солнц, дающая все совершенства.

Сердечная чакра (имеет) восемь лепестков. В середине ее следует созерцать Хамса калу в образе джйотир лингама, обращенного ликом вниз, любимого всеми, очаровывающего все миры.

Горловая чакра (имеет) четыре угла. В ней пребывает слева – ида, лунная нади, справа – пингала, солнечная нади. В центре следует созерцать сушумну, белого цвета. Кто знает это, для того анахата наделит совершенством.

В небной чакре, содержащей амриту, отмеченной (звуком) колокольчика, содержащей два лепестка, следует созерцать лингам Пустоты, там наступает растворение ума. 

Седьмая чакра (находится) между бровей. В ней – око Знания, размером с большой палец, в форме пламени светильника, его следует созерцать в теменном шве. (Тогда йогин обретет) вак сиддхи. Это – аджна чакра.

(Далее следует) “Ворота Брахмана”, нирвана чакра. В ней следует созерцать обитель наставника в форме дымчатого пламени. Там (пребывает) джаландхара питха, дающая освобождение. Это Брахма рандхра чакра. 

Девятая – акаша чакра. В ней (находится) шестнадцати лепестковый лотос, обращенный ликом вверх. В центре его следует созерцать венчик в форме треугольника. В нем (пребывает) Верховная Шакти, Великая Пустота. Там же (находится) Пурнагири питха, способствующая обретению всех желанных совершенств.

Тот, кто изучает “Саубхагья Лакшми упанишаду”, становится очищенным огнем, становится очищенным ветром, становится знающим, наделенным всеми богатствами, хорошими сыновьями, уничтожившими грех, деревьями, скотом, быками, слугами и служанками. Он не возвращается назад. Такова упанишада.

ОМ ТАТ САТ

Сарасвати — Рахасья упанишада. Яджур-веда.

Группа упанишад — шакта.

Почтив благославенного Ашвалайану, мудрецы спросили:

Поведай почтенный, каким образом проявлено Знание смысла слова, почитая которое ты знаешь Истину? /1/

Ашвалайана сказал:

Благодаря десяти шлокам Сарасвати с риками смешанными с бижами, произнеся и прославив которые достигается высшее совершенство, о мудрецы! /2/

Риши сказали:

Поведай, каково достижение Сарасвати? Каким созерцанием удовлетворяется богиня Махасарасвати? /3/

Ашвалайана сказал:

У этой великой мантры Шри Сарасвати (состоящей) из десяти шлок Я, Ашвалайана – риши, метрический размер – ануштубх, божество – Владычица речи, "йад вак" – биджа, девим вачам" – шакти, "прано деви" килака, применение – Ее удовлетворение. Анга нйаса – ( с божествами) Шраддхой, Медхой, Праджней, Дхараной, Вагдеватой и Махасарасвати. /4/

К Сияющей, Несущей в руках нить драгоценного жемчуга, воду и нектар, Наделяющей красотой, Украшенной золотом, жасмином, золотом и цветком чампака, с высокой полной грудью, обладающей телом уносящим ум склоняюсь речью и умом к Речи ради могущества. /5/

У этой мантры "прана деви" риши – Бхарадхваджа, метрический размер – гайатри, божество – Сарасвати, пранава – биджа, шакти, килака; применеие – для достижения желаемого. Соединение при помощи мантры; /6/

Та Единственная Сущность веданты, Верховная Владычица, явленная Сущность имени и формы, да защитит меня Сарасвати! /7/

ОМ Дыхание – Богиня Сарасвати. Через слово богатая дарами. Разумом Именуемая, да наделит благословением! /8/

У этой "а но деви" мантры Атри – риши, метрический размер – триштубх, божество – Сарасвати, ХРИМ – биджа, шакти и килака, применение – ради достижения желаемого. Соединение при помощи мантры; /9/

Та, Которая (пребывает) в дополнениях и ответвлениях четырех Вед прославляется, Недвойственная Шакти Брахмана. Да защитит меня Сарасвати! /10/

ХРИМ. С неба к нам с величием и золотом да явится на жертвоприношение почитаемая Сарасвати! На призыв, возлюбленная, лоснящаяся, желанная Богиня, да услышит нашу благочестивую речь! /11/

У этой "павака на" мантры риши – Мадхуччханда, метрический размер – гайатри, божество – Сарасвати, ШРИМ – биджа, шакти и килака, применение – ради достижения желаемого. Соединение с мантрой; /12/

Та, Которая существует через внутренюю сущность смысла буквы, слова, предложения океаном без начала и конца, да защитит меня Сарасвати! /13/

ШРИМ. Очищающая нас Сарасвати богатая, через слова богатая дарами, Владеющая богатствами, да возжелает жертвоприношения! /14/

У этой "чодайатри"мантры риши – Мадхуччханда, метрический размер гайаири, божество – Сарасвати, БЛУМ – биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /15/

Господствующая Сущность и Господствующее божество, Владычица богов, Та которая прямо говорит на закате. Да защитит меня Сарасвати! /16/

БЛУМ Покровительницу праведных, мудрость мудрых, на жертвоприношение призываю Сарасвати! /17/

У этой "махо арна" мантры риши – Мадхучханда, метрический размер гаятри, божество – Сарасвати, САУХ – биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /18/

Сущность внутреннего Управителя всего, Та которая управляет тремя мирами, Пребывающая в образах Рудр, Адитий и других да защитит меня Сарасвати! /19/

САУХ (Сарасвати) – Великий поток, окружающий Себя светом, Которая освящает разум и Вселенную. /20/

У этой "чатвари ваг" мантры риши – Учатхйапутра, метрический размер – триштубх, божество – Сарасвати, АЙМ – биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /21/

Та которая прямо перживается зрящими душами совершающими жертвоприношение – Проникающая Единая форма Познания. Да защитит меня Сарасвати! /22/

АЙМ Речь, Охватывающая четыре стопы, их знают мудрые брахманы. Три сокрытые в сердце не воспринимаются, четвертой разговаривают люди. /23/

У этой "йад ваг" мантры риши – Бхаргава, метричесский размер триштубх, божество – Сарасвати, КЛИМ – биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /24/

Та которая воспринимается восьмеричной по роду, имени и другим отличиям, Явленная Сущность созерцания. Да защитит меня Сарасвати! /25/

КЛИМ Та которую мудрые именуют Речью, (Которая) пребывает Повелительницей среди богов, (у Нее) тучной, четырежды выдаивается с силой молоко. Чем кроме Нее мы достигнем Высшего? /26/

У этой "деви вача" мантры Бхаргава – риши, метрический размер триштубх, божество – Сарасвати, САУХ – биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /27/

Та которую все веды называют Безначальной, голосом явленым и неявленым, коровой исполняющей все желания. Да защитит меня Сарасвати! /28/

САУХ Богиню -Речь породили все боги. Ею разговаривают мноограбрызные воплощенные. Да придет Она к нам хорошо прославленной, дойной тучной коровой! /29/

У этой "ута тва" мантры Брихаспати – риши, метрический размер триштубх, божество – Сарасвати, САМ – биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /30/

Познанием которой стираются все влияния связанности и йогин достигает высшего положения. Да защитит меня Сарасвати! /31/

САМ Кто-то глядя на Речь не видит, кто-то слушая не слышит Ее. А кому-то Она отдает (Свое) тело как страстная жена в прекрасном наряде (своему) мужу. /32/

У этой "амбитама" мантры Гритсамада – риши, метрический размер ануштубх, божество – Сарсвати, АЙМ биджа, шакти и килака. Соединение с мантрой; /33/

Проявляющаяся во всем как Сущность имени и формы, Которую созерцают как образ Единого Брахмана. Да защитит меня Сарасвати! /34/

АЙМ О Лучшая Мать! Лучшая река! Лучшая Богиня! О Сарасвати! (Ты) весьма непостижима, постигшими сделай нас о Мать! /35/

Четырехликая, лотосоокая, Лебедь, Моя жена, всегда радующая ум, вся белая Сарасвати. /36/

Поклонение Тебе, Шарада Деви, Обитающая в Кашмирапуре! Тебе молюсь постоянно! Знанием и дарами надели Меня! /37/

Держащая четки и стрекало, Держащая книгу и петлю, связь с Которой приводит к освобождению. Да пребудет (Она) всегда в моей речи! /38/

Раковинношеяя, Темнокраснорукая, Украшенная всеми одеяниями – Богиня Махасарасвати, обитающая на кончике языка. /39/

Та которая есть Вера, Сосредоточение, Мудрость, Богия речи, Любящая ритуал, Обитающая на кончике языка преданного, наделяющая качествами терпения и прочими. /40/

Склоняюсь перед Йамини, Помогающей в письме, Украшенной ожерельем, Сущей, Прекращающей страдания бытия, Безначальным нектаром. /41/

Тот кто желает прозорливости, спокойствия, наслаждения и освобождения, тот постоянно прославляет почитая Сарасвати этими десятью шлоками. /42/

У него, прославляющего постоянно поклоняясь Сарасвати, наделенного верой и преданностью за шесть месяцев будет вера. /43/

Затем Нерушимая Лалита по своему желанию наделит (его) речью, состоящей из несравненной, немыслимой прозы и стихов. /44/

Неграмотный (станет) понимающим все книги красноречивым поэтом. /45/

Сарасвати сказала; Благодаря Мне обретается Знание Атмана. Я есть вечный Брахман, Всегда (пребывающая) в Сущности Брахмана в виде Бытия, Сознания и Блаженства. /46/

Соприкосновением с пракрити, соединением гун, начиная с саттвы, тенью Сознания, Я отражаю Реальность как отражение в зеркале. /47/

Это отражение Сознания трояко проявляет пракрити, неотделимую от пуруши, а затем Меня. /48/

Нерожденный отражается через чистое Бытие, прадхану и майю. Бытие порождает прадхану, пракрити – майю. /49/

Эта майа – наложение на Самовластие Всезнающего Ишвары. (Она) Его Единая власть, Всеведение. /50/

Из Бытийности, из конечности, из воспринимаемости во вселенной (происходит) Вселенная действующая и недействующая. Ничто иное не может творить, (кроме) Того Кто именуется Ишварой из-за Всезнания и других качеств. /51/

У майи две силы; толкающая и покрывающая. Толкающая сила творит Вселенную от линги до вселеннского яйца. /52/

Внутреннее – отличее субъекта и объекта, внешнее – Брахмана и Творения. Покрывает низшая Шакти, Она – причина самсары. /53/

Субъект наполненый светом связан с телом. Сознание охваченное (Своею) тенью в действительности является дживой. /54/

Из-за отождествления с дживатмой происходит субъективизация. При разрушении покрова спадает разделенность. /55/

Также Творение Брахмана пребывает охваченным разделением. То – есть Шакти, благодаря воздействию Которой проявляется Брахман через трансформацию. /56/

Однако при разрушении (разделения) больше не является (разделение) Брахмана и творения. Изменение является его отличием, которого нет ни в Брахмане, ни в Творении. /57/

Существует и проявляется прекрасная Имя и Форма пяти видов; Изначальная тройственная форма Брахмана и двойная форма Вселенной. /58/

Пренебрегая именем и формой отличной от Бытия, Сознания, Блаженства следует всегда пребывать в самадхи, снаружи или в сердце. /59/

В сердце (существует) самадхи двух видов; савикальпа и нирвикальпа. Савикальпа(самадхи) двояко; подразделяемое на видимое и звучащее. /60/

Желаемые объекты и прочие, расположенные в уме (воспринимаются) сознанием посредством глаз. Если созерцаются видимые объекты – это савикальпа самадхи. /61/

Я – непривязанный, Бытие, Сознание, Блаженство, Сам себе господин, лишенный двойственности. (Если) имеются такие слова – это савикальпа самадхи. /62/

Постижение себя, охваченность опытом, лишенное образов и звуков является нирвикальпа самадхи, подобно светильнику в безветренном месте. /63/

Какие бы не были реалии в сердце или вовне, самадхи отличается от реалий имени и формы. /64/

Состояние равновесия, наполненого опытом третьим (по отношению) к опыту наслаждения, к этим шести самадхи приводит нерушимое время. (?) /65/

При разрушении мнения о себе как о теле, постигается Высшая Самость. Куда бы не шел (его) ум – там высшее бессмертие. /66/

У него разрубаются узлы в сердце, отсекаются все сомнения, разрушаются все кармы при видении высшего Блага. /67/

В действительности нет во мне душевности и господства, кто знает (так), тот вне сомнения – освобожденный. Такова упанишада. /68/

Перевод с санскрита  Ерченкова О. Н.

Трипура — Тапини упанишада. Атхарваведа.

Группа упанишад — шакта.

Восхваляю Высшую Истину, которая – Абсолютное Знание и может быть познана с помощью знания "Трипура-тапини Упанишад".

Господь принял форму разрушительной мощи и простер Себя над всеми тремя мирами – бхух, бхувах и свах. Он тогда обладал силой Ади-Шакти, т.е. Ади-Шакти распространилась из Его сердца. Это Та Самая Шакти, что зовется Шивамайей, и Ее можно постигнуть через Ее основной слог "хрим". Вся вселенная была покрыта Этой Шакти. И так как Она охватила три мира (Трипура), Она стала именоваться Трипурой. Эта Трипура-Шакти обладает следующей видьей, именуемой Шри-Видья, которая может быть извлечена из следующих ведических мантр:

Эта состоящая из ста букв видья в своей полноте – высшая видья. Это – Парамешвари, Сама Трипура. Первые четыре строки вышеприведенных мантр описывают славу Парабрахмана. Следующая пара строк связана с величием Шакти. Последние строки – слава Самого Шивы. В этой видье – все миры, все Веды, все шастры, все Пураны и все дхармы, и это – Сияние, возникшее из слияния Шивы и Шакти.

Теперь прокомментируем наиболее важные и скрытые значения этих стихов. Великим словом "Тат" обозначен здесь Сам Вечный Парабрахман. Таков символ, использованный для обозначения Господа, превосходящего все определения и суждения. Этот Господь – само воплощение Высшего Знания, ибо Он желает находиться в форме Абсолютного Знания. Лишь Он – Великий Господь Шива, Которого, совершая яджни, взыскуют мудрецы и йогины. Следовательно, здесь зарождается желание.

Таким образом, Господь, недосягаемый для любых желаний, все же желает Сам и является желанным. Он творит алфавитный порядок языка. Посему Господь именуется Камой (Желанием). Буква, представляющая Каму, именуется "ко". Поэтому слово "Тат" представляет букву "ко". Таково значение слова "Тат". "Савитух" происходит от санскритского корня "сундж пранипрасаве", что значит Породитель (Создатель всех существ). Он – Великая Сила. Сила – это Шакти. Эта Великая Шакти, или Деви, именуемая Трипурой, воплощена в Махакундали (янтре). Подобно этому, обладающий разумом может познать огненный шар (солнца). Эта Шакти (сила) триконы (треугольника) порождает букву, именуемую "э". Следовательно, мы должны познать слог "э" из слова "Савитух".

 "Вареньям" обозначает То, Что должно обожать и почитать, Что не подвержено уничтожению и достойно всяческой хвалы. Необходимо понять, что из слова "вареньям" извлекается слог "и". Далее последует комментарий на "бхарго" и "дхимахи". Буква "дха" означает дхарану (концентрацию). "Дхи" (интеллект, буддхи) всегда сконцентрирован на Господе. "Бхарга" – Сам Господь, Который может быть познан только после достижения четвертой ступени авастхи, это – Существо, пронизывающее все сущее. Буква, представляющая эту четвертую ступень, именуется "и", и в этом заключен подлинный смысл приведенных выше слов мантры. Теперь обсудим слово "махи". "Махи" обозначает величие, бездействие, силу, неподатливость, и все это относится к элементу, обладающему всеми данными свойствами. Буква "ла" представляет землю. Это – высочайшее состояние. Таким образом, эта лакара (слог "ла") указывает на Землю как содержащую все океаны, леса, горы и семь островов. Поэтому форма Деви, именуемая Землей, обозначена слоном "махи".

Теперь о "дхийо йо нах прачодайат". Пара (Высшее) – есть Непреходящий Шива, Вечная Душа. Скрытый смысл здесь таков: мы должны медитировать на неподвижную форму лакары (Джьотирлингам), или Господа Шиву, Высочайшего из всего когда-либо существовавшего. Здесь отсутствует стремление к какой бы то ни было дхьяне. Это превыше всех дхьян. Поэтому мы прибегаем к Господу с просьбой сделать наши умы устойчивыми в том состоянии нирвикальпы, где само мышление полностью отсутствует. Такая просьба не может быть высказана с помощью рта. Об этом следует просто думать.

Далее "паро раджасе савадом". После медитации на образ Высшей Истины появляется мощное сияние, чистое и приносящее блаженство, полное знания, что находится в глубине сердца. Это – сущность любой речи и знания. Это – подлинная Шакти. И все это именуется паньчакшарой, поскольку создает пять элементов (паньча-бхута). Разумному следует правильно понять это.

Это – видья, дающая преданному исполнение всех желаний. Итак, осмыслив эту видью из тридцати двух букв в ее подлинном значении, преданный должен думать о букве, именуемой "ли", которая является формой Шивы, Непреходящего, чистого Состояния. Буква, получаемая из сочетания солнца и луны, то есть слияния Шивы и Шакти, есть "ха", и она также именуется "хамса". Это – семя Камы. С помощью этой видьи мы можем познать Всевышнего Господа Шиву. Эта комбинация также может быть истолкована как погружение дживатмы в Высший Параматман. Здесь "ля" обозначает Ступень Вечности или окончательное Освобождение. Такое знание может быть получено из Шри-Видьи. Знающий это становится Рудрой. Он вторгается в обитель Вишну и достигает Парабрахмана.

Теперь о второй мантре. Эта мантра прославляет величие Богини Трипуры Под словом "джата" подразумевается Господь Шива. Он, давший рождение первым буквам варна-матрики в образе биндупуры омкары в самом начале, именуется "джата". Или можно сказать так же, что поскольку Он возжелал с самого начала, будучи только что рожденным, исполнения Его желания, Он именуется "джата". Знание Богини Трипуры должно быть тщательно изучено таким же образом путем разделения мантры на составляющие ее отдельные слова (согласно мантра-шастре). Тогда можно получить любую защиту из этой мантры. Главное, что необходимо здесь понять, это то, что "джата" есть Единый Господь, Сияющее Бытие. Следует считать это основанием любой видьи, связанной с Трипурой. Также здесь необходимо осознать, что буква "со" относится к силе Шакти и слово "сомам" – к Состоянию Шивы. Знающий это становится знаменитым и влиятельным.

Таким образом, эту видью, где вечно пребывает Богиня Трипура, следует считать основой любой видьи, и преданный должен всегда изучать эту видью и повторять ее. Эта видья – воплощение сил Шивы и Шакти. Эта видья названа частью Самой Матери Шри Трипуры. Та же видья, будучи употреблена для медитации, именуется " сарватодхира".

Шри-Видья-чакра Трипуры – Царица всех чакр. Она дарует исполнение всех желаний и может быть почитаема каждым без всяких ограничений. Эта чакра – ворота, ведущие в мокшу, и йогины, прорвавшись к Брахману с помощью этой видьи, достигают постоянного Блаженства. Эта чакра – дом, где обитает Богиня Трипура.

Теперь о Мритьюньджая-ануштуп-мантре. "Трьямбакам" (траянам амбакам) значит "Господь трех [миров]». «Траянам» значит «трех [миров]", "амбакам" есть Господь этого. "Яджамахе" значит "севамахе" (служить). К тому же слово "махе" означает "Мритьюньджая" (Победитель смерти). Поэтому слово "яджамахе" здесь очень важно.

Слово "сугандхим" значит "обладать славой повсюду". Слово "пушти-вардханам" значит "тот, кто творит все миры, хранит все миры, пронизывает все миры и дарует спасение всем мирам".

"Урварукам" значит "огурец". "Урварукамива бандханан мритьор-мукшия ма'мритат". Огурец как бы связан узами стебля. Подобным образом люди и другие существа связаны узами сансары. Здесь это значит, что от уз майи земные существа освобождаются для Вечного Блаженства, как огурец становится свободным от стебля, который удерживал его.

Тот, кто хочет победить смерть, должен повторять мантру "Мритьюнджаяйя…". Тот, кто стремится стать Рудрой, должен использовать мантру "Ом намах…". Тогда он определенно извлечет из этого наибольшую пользу. Существует еще одна мантра, "тад вишнох парамам падам…". Вишну – тот, кто пронизывает всю вселенную. Его высшее состояние, подобное небу, называется "парамам падам". "Сураях" обозначает обучающихся или тех разумных людей, которые постигли Реальность (Брахман) и прочее. Это высшее состояние Вишну пребывает в любом и каждом существе. Под "пребыванием" мы подразумеваем "васати". Поэтому Его называют Васудевой. Могущественные двенадцать слогов мантры Шри Васудевы "Ом намо Бхагавате Васудевайя" суть все сущее. Их достаточно для освобождения от всех грехов. Знающий эту мантру достигает Брахма-Пуруши, воплощения трех букв "а", "у" и "м".

Существует также могущественная мантра "хамса шучисат…". Это великая мантра бога Солнца. И еще мантра, известная как "гананам тва…". Это – мантра Ганапати. Тот, кто знает и повторяет эти мантры, принадлежащие Шиве, Вишну, Сурье и Ганапати, будет получать откровения непосредственно от Богини Трипуры.

Гаятри существует в четырех формах. Утром Она называется Гаятри. В полдень Она – Савитри. Вечером Она – Сарасвати. Она всегда называется аджапой, когда у нее есть четвертая пада. Эта Богиня принимает форму пятидесяти букв алфавита от буквы "а" до буквы "кша". В этой форме Богиня охватывает все шастры и все миры. Вновь и вновь Ей – поклонение.

Итак, каждый преданный, почитающий Богиню Трипуру с помощью этих мантр, становится подлинным очевидцем Реальности. Тогда он достигает мокши. Это должно быть правильно понято всеми. Теперь мы изложим кармаканду поклонения Трипуре. Шакти, или Адимайя, направляет Высший Брахман. Этот Брахман – Абсолютное Знание, и Он называется Параматманом. Это Высшее Бытие – Слышащий, Знающий, Видящий, Повелевающий, Воспринимающий и Высший Пуруша, пребывающий в Атмане всех существ. Это следует знать. Не существует ни мира, ни не-мира, ни Бога, ни не-Бога, ни существования, ни не-существования, ни Брахмана, ни не-Брахмана. Таково сияние нирваны, именуемой Парабрахманом.

Ум, размышляющий о чем-либо, зовется баддха. Тот, что не размышляет ни о чем, зовется мукта. Только так может быть понят Брахман. Поэтому должно следить за тем, чтобы ум оставался свободным от мыслей о различных вещах. Следует стараться контролировать праны, пока ум не будет лишен всех мыслей. Это – вечное знание. Все остальное – не более чем ненужные описания. В Парабрахмане нет разницы между мышлением и не-мышлением. Там все – одно. Там не о чем и некому думать.

Итак, в конце концов преданный должен постепенно осознать, что он сам является Брахманом, и тогда он достигнет блаженного Освобождения. Теперь Высшая Истина открыта. Нет никого, кто бы стремился к Освобождению, нет освобожденных, нет ни вайрагьи, ни садханы, нет разрушения. Есть два Брахмана, а именно, шабдабрахман и Парабрахман. Подчинивший себе шабдабрахман достигает Парабрахмана. Получив необходимые знания из книг, разумный человек должен выбросить эти книги, так же как тот, кто нуждается в самой сердцевине зерна, отбрасывает прочь шелуху. Так описывается состояние Высшего Брахмана Обладающий этой великой видьей будет почитаем прочими. Нет сомнения в этом. Такова эта великая Упанишада.

Деви упанишада. Ахарва-веда.

Группа упанишад — шакта.

Тайное Учение Девы
Это Тайное Учение Девы,
Тайное Учение Могущества.
Тайное Учение Чистой Девы, создательницы знания, мудрости и запредельного блага.

Ом. Шанти. Шанти. Шанти.

Хари. Ом. Поистине, все боги без исключения состояли в союзе с Девой, которая есть ты, Великая Дева!
Она сказала: я совершенная собственная присущая форма Брахмана, оргиастический мир, суть самого которого есть соитие изначального восходящего духа и изначальной примордиальной эссенции творения, я пустота и я полнота,
я ультимативное наслаждение ненаслаждение, я познавание в непознавании,
Брахман в Брахмане которого надо ведать.
Так она говорила на ухо приносящему жертву огня. (1)

Я пять элементов, неэлементов,
я целокупный мир,
ведение, неведение – я,
знание, незнание – я,
рожденная, нерожденная я,
и наверху и внизу и поперек,
я рудрами, васу, играю как куклами, а также адитьями и всеми богами, я
митру-варуну обоих имею, я индру-агни
я ашвинов обоих, я соме, тваштару, пушану, бхаге
являюсь творительницей.
Великошагающему вишне, а также браме праджапати творительница, я
даю силу динамики очень усердному адепту, жрецу совершающему обильное жертвование сомы. (2)

Я – владычица благосклонная, у васавов я как своя! отцов этого (мира) чело является моим, йони конец вод в океане,
кто это знает, достигнет Пути Девы,
эти боги сказали:
слава Деве, Великой Деве!
постоянно слава!
слава прекрасной примордиальной,
всегда помни о ней о непоколебимой, о благосклонной! (3)

к ее огненной славе страстью приверженности раскаленной, воистину сияющей в плодах делания, любезной,
к неприступной Деве я прибегаю как к прибежищу,
у легкошагающей я охотно скрываюсь. (4)

Девиным голосом породились боги, о ней говорят разнообразные живые существа:
она наша любимая могущественная Леди Омнипотентная Царящая Змея нами весьма восхваляемая! (5)

Ночь времен, литургическую вибрацию, спящую, недремлющую матерь содрогания, струящуюся благодать, безграничность, дочерь незыблемости – мы прославляем – очищающую, милосердную! (6)

И великое благословение, счастье мы ведаем, и всесовершенство да уразумеем,
ибо здесь взошла Дева! (7)

Дакша был совершенно бесплодным, но при помощи Адити, его дочери, удалось породить богов, связанных бессмертием. (8)
искусство желания вожделеющего лона это сокровенный смех тайного хранителя диаманта.
Матерь кружащая царя завтра становится снова сокровенной совершенной при помощи магии – и снова она контемплативная мать, всевмещающая в сиянии дня. (9)

Сия есть имманентная суть силы.
Сия есть соблазняющая всех
уз близости волевых импульсов стрелы несущая лучница.
Сия есть пречистая махавидья,
кто это знает, тот перешагнет через страдание. Слава тебе, о великолепная сущность,
пусть ты всегда, всесторонне покровительствуешь нам!

Она Леди восьми васов, она Леди одиннадцати рудр, она Леди
двенадцати адитьев, она Леди всех богов,
как пьющих сому, так и не пьющих сому, она Леди злых духов хранителей сокровищ, асуров, ракшасов, пишачей, якшей и прочих сил,
она Леди ясного, стремительного и застойного, она Леди творца существ, царя и человека,
она Леди сиятельных звезд и созвездий
пределов и путей примордиальная форма; ей я вечно говорю ОМ,
устраняющей мучительный жар Деве, дающей богатство и освобождение,
бесконечной, побеждающей, чистой, дающей защиту, благодарящей, милосердной! (10)

Соединяющий разделенное, выступающий как солнце, играющий полумесяцем, Девы корень всесовершенно-волшебный. (11)

Это односложное заклинание адепты чистого сознания понимают как магические формы наивысшего наслаждения океанов познания (12)

Словесно, шестым элементом богоявления выступает наше изречение,
в свете солнца соединяемое хорошим слухом, связанным восьмеричностью и троичностью. (13)

Нараяной соединенное, и Вайу с нижним связанное да разделит девятиволновая волна, да будет великая благодать! (14)

Восстающую из центра белого лотоса, ранним утром блистающую равно солнцу,
носительницу причин живых существ, воздымающую руку для благословения,
обладательницу трех очей, облаченную в багряницу, желанную и любимую млекопитательницу я преданно почитаю! (15)

Прославляю я тебя, Деву – уничтожительницу величайшего ужаса,
избавительницу от великих трудностей, воплощенное милосердие! (16)

Та, которой сущность имеет происхождение от Брахмана и ее не ведают, от чего она называется неведомой,
конец которой неизвестен, отчего она называется бесконечной,
фиксация которой недостижима, отчего она называется невидимой,
рождение которой недефинируемо, отчего она называется нерожденной,
она одна находится повсюду, отчего называется единой,
она одна – воплощенная вселенная, отчего называется не единой,
итак, она называется неведомой, бесконечной, невидимой, нерожденной, единой и неединой,
родительница священных заклинаний, Дева – воплощенное знание звуков,
знаний – премудрый движитель, пустоту созерцающая пустота! (17)

Та, запредельнее которой ничего нет, она – Леди неподступная, достославная,
тройственная, статичная как крепость среди волнения. (18)

Прибегаю я к Деве как защите моей: от тяжких напастей избавь!
ее, Деву, крепость неприступную, сокрушающую неблагоприятное,
я прославляю, объемлемый экзистенциальным страхом,
спасительную Деву в волнующемся океане воплощений! (19)

Этот верховный жрец, мастер огня, который искусен
в жертве пяти огней, – его молитва достигает цели,
этот верховный жрец, знаток церемонии, который ставит образ
и сто тысяч раз рецитирует, он достигнет совершенства образа,
и получит стовосьмичастный закон ее благоприятной мудрости. (20)
и научится десяти способам ежедневного спасения от зол,
ибо в великих напастях – путеводной звездою сияет премилость Чистой Девы! (21)

Утром восходящая – злобы произведенные ночью уничтожает,
вечером восходящая – злобы произведенные днем уничтожает,
итак, вечером и утром она конституирует добро и зло,
в полночь дает совершенство выражения рецитации,
такой как эта рецитации она дает присутствие божественной динамики,
в базисе жизни рецитация жизни базис,
Великая Дева Бхаима Ашвинья, твоим соучастием рецитирование спасает от великого умирания!
таково Тайное Учение Вед. (22)

Ом. Шанти. Шанти. Шанти.

Бхавана упанишада. Атхарва-веда.

Группа упанишад — шакта.

Сущая, Высшая Причина, Шри Гуру – есть Шакти. /1/ Каким образом? Шри Чакра наполненая девятью Шакти есть форма (Ее) тела с девятью вратами. (В ней пребывают): божественные Матери; Варахи, Питрирупа, Курукулла, Бали. Четыре цели человеческой жизни – (четыре) океана. Девять опор – Шакти мудры. Семь составляющих тела начиная с кожи многообразно соединенные с желаниями (есть) древа желаний. Свет(теджас) – возделывание мерила (дживы). Ощущеаемые вкусы; сладкий, горький, кислый, терпкий, соленый и вяжущий – шесть сезонов. Крия шакти – питха. Кундалини – дом Джнана шакти. Иччха шакти – Великая Трипурасундари.

Постигающий – жертвователь. Постижение – жертвенное возлияние. Постигаемое – жертвоприношение. Созерцание неотличности постигающего, постижения и постигаемого – почитание Шри чакры. Связанные по порядку девять рас начиная с любовной (шрингара раса) – есть (восемь сиддхи) начиная с анимы. Вожделение, гнев, жадность, заблуждение, безумие, высокомерие, грех и добродетель составляют восемь Шакти начиная с Брахми. Превращения земли, воды, огня, ветра, пространства, уха, кожи, глаз, языка, носа, речи, рук, ног, ануса и гениталиев – шестнадцать Шакти.

Речь, отдавание, хождение, наслаждение, испражнение, слух, зрение, думание – восемь Шакти начиная с Ананга кусумы. Четырнадцать нади; аламбуша, куху, вишводари, варуна, хастиджихва, йашасвати, ашвини, гандхари, пуша, шанкхини, сарасвати, ида, пингала, сушумна – четырнадцать божеств начиная с Сарвасанкшобхини.

Десять дыханий; прана, апана, вйана, удана, самана, нага, курма, крикара, девадатта, дхананджая – десять внешних божеств начиная с Сарвасиддхипрада. Разделение этих десяти дыханий соединение и наложение (их) с пятью основными пранами вдох, выдох, иссушение, сожжение и намочение – амрита. Тело сбивающее с толку людей, (составленное) из пищи пяти видов (которую можно) жевать, грызть, сосать и пить (которую ее) переваривает.

Десять тонких сокровищ есть десять божеств начиная с Сарваджня и до конца. Жара, холод, счастье и страдание, желание, гуны; саттва, раджас и тамас – восемь Шакти начиная с Вашини. Пять танматр; слух, осязание, форма, вкус, обоняние – пять цветочных стрел (бога любви Камы). Ум – цветочный лук. Желание – стрела. Влечение – петля. Нериятие – стрекало. Непроявленное, махаттаттва, эго – божества Камешвари, Ваджрешвари и Бхагаламалини, пребывающие в вершинах треугольника. Созерцание изменения времени в виде пятнадцати титхи – есть пятнадцать нитйа (шакти).

Господствующие божества Шраддха и Анурупа. Над этими двумя (господствует) Божество Камешвари, всегда полная массой Блаженства – Форма Единая со Своей Сущностью. /2/ / Сущее действующее и недействующее – океан любви, связанный с созерцанием – есть подношение (упачара). "Да будет внутри и снаружи чувств соединение форм и восприятие – таков призыв (авахана). Восприятие объектов в единстве внутренних и внешних чувств – есть (подношение) сидение (асана). Соединение красного и белого (бинду) есть воды для омовения стоп (падйа).

Поднесение пребывания в Блаженстве пылающего Дамоды – аргхйа. Спонтанная совершенная ясность (сознания) – ачамания. Приток ко всему телу Сознания полной Луны – омовение (снана). Проявление Шакти, внутренней Сущности огня Сознания и Высшего Блаженства – есть (поднесение) одежд (вастра). Обращение по брахма нади (т. е. в сушумне Кундалини шакти) разрывающей "узел Брахмы" (брахма грантхи), Состоящей из иччха, джняна и крия(шакти) поделенные каждая на двадцать семь – есть брахма сутра (поднесение священного шнура). Помятование соединения и разъединения Самопревосходящей Сущности – украшение (бхушана). Полное ясное помятование – есть благовоние (гандха). Ум при котором все состояния связаны с объектами – цветок (пушпа). Постоянное отождествление с ними – благовонное курение (дхупа).

Подобно расщепленному пламени огня, Бытие и Сознание – головни. Пространство тела – святильник (дипа). Полное отрицание приходящего и уходящего – пища (найведья). Объединение в трех состояниях (сон, сон со сновидениями и бодрствование) – бетель (тамбула). Пребывание в движении от муладхары до сахасрары и от сахасрары до муладхары – обход (прадакшина). Пребывание в четвертом состоянии сознания (турии) – поклон (намаскара). Погружение в постигаемую пустотность тела – заклание жертвы. "Сущее действует и не действует".

Постоянное безразличие к собственным жалобам – хома. Погружение себя в эти слова – полное созерцание. /3/ Кто предается три часа Высшему Созерцанию – становится освобожденнным при жизни. Его совершенство – Тождество с Божеством. Через упорное созерцание обретается совершенство. Он зовется единым с Шивой. /4/

Такова Упанишада.

Сита упанишада. Атхарва-веда.

Группа упанишад — шакта.

К Праджапати обратились боги:
Кто (есть) Сита? Какова (ее) форма? /1/

Праджапати сказал: 
Сита есть Она. Будучи образом корневой природы, Она, Сита, именуется Пракрити. Будучи природой пранавы, Она, Сита именуется Пракрити. /2/

Трехсложное (Слово) “Сита” (СА-И-ТА) наполнено Майей. Слог И именуется Вишну, семенем проявления и майей./3/

Слог СА – достижение истины и Бессмертия именуется луной. Слог Та – Спаситель (ОМ), вместе с Лакшми считается распространением Пракрити./4/

Образ слога И – луна, амрита, Явленный и неявленный образ Махамайи, облаченная в Освобождение и другие одеяния, члены (которой) сияют божественными украшениями. /5/

Первая (форма Ситы) наполнена шабда Брахманом, удовлетворяема во время изучения Вед. Вторая – порождаемая, состоящая из людей на земле, возникающая перед “плугом” (ХА, т.е. СА). Третья – форма слога И – внутренний образ непроявленного – Сита. Так говорится в Шаунакия (шакхе)./6/ 

Творящая Блаженство вселенной, благодаря силе близости к Шри Раме. Творящая Творение, Поддержани и Разрушение для всех воплощенных./7/

Известная как Бхагавати Сита именуется корневой пракрити. Благодаря (природе) пранавы, учащие о Брахмане называют (Ее) Пракрити (природой)./8/ 

Теперь вопрошение о Брахмане./9/

Она известна, как состоящая из всех Вед, состоящая из всех богов, состоящая из всех миров, состоящая из всей славы,состоящая из всей Дхармы, состоящая из всех опор, причин и следствий. Делимая и неделимая форма великой Лакшми и Владыки богов, сознательная и бессознательная Сущность, Сущность неподвижного Брахмана, обаз тела, подразделяемый на качества и действия. Образ богов, риши, людей гандхарвов, асуров, ракшасов, бхутов, претов, пищачей, тел существ и прочего. (Она) – формы, элементы, чувства, ум и прана. /10/

Эта Деви является Сущность трех шакти: иччха шакти, крия шакти, и Самой шакти (т.е. джняна шакти). /11/

Иччха шакти является троякой: Сущность Шри, Бхуми и Нилы, Бхадрарупини, Прабхаварупини, и форма луны солнца и огня./12/

Сущность луны порождает целебные травы, сущность древа желания – цветы, плоды, лианы и кустарники. Сущность целебной травы – амрита для богов, наделяющая великой славой. Через эту амриту порождается насыщение богов, животных и каждого живущего травой./13/

Проявляющая весь мир, начиная с солнца, божественная ночь, охватывающая миг мигания, подразделяемая на час, восемь ям, день и ночь, пакшу, месяц, полугодие и год. Проявляющая век в сто лет для людей, долгие и короткие промежутки (времени) начиная с мига и заканчивая парадхой (четыре юги), колесом времени, колесом вселенной. Этими и другим способом вращая (все) словно колесо она проявляется в миропроявлении в виде всех этих подразделений времени. /14/

Форма огня – переваривание пищи живущими, сущность голода и жажды, образ жертвоприношения богам, образ жары и холода, лесных трав, в дровах внутри и снаружи, вечная и невечная форма. /15/

Богиня Шри, приняв троякую форму, согласно воле божества ради защиты мира, поддерживает формы. (она) известна как Шри, Лакшми, Лакшйамана./16/

Богиня Земля, носящая сокровища, с океанами воды и семью островами известная как опора четырнадцати миров, начиная с земли есть Сущность пранавы./17/

Нила (Туча), Видюунмалини, форма всего явленная ради питания всех растений и всех живущих./18/

В нижней части всего мира пребывает форма воды, известная как Мандукамайа, опира миров./19/

Внутренняя сущность крия шакти: Из уст Хари (происходит) нада. Из нады (происходит) бинду. Из бинду (происходит) слог ОМ. Из слога ОМ (происходит) далее гора Рама Вайкханаса. На этой горе множество ветвей, состоящих из действия и знания./20/

Там – три изначальных писания (всех) воззрений – Риг, Яджур и Сама так именуется эта триада./21/

Для успеха в ритуале она именуется четверкой: Рики, яджусы, саманы, атхарвангирасы./22/

Четыре жреца по основному признаку и прочему – три по три. Атхарва ангирасы – сущность Риг, Сама, Яджур (Веды)./23/

Риг Веда именуется (имеющей) двадцать одну ветвь (шакху, т.е школу), начиная с шанти (умиротворение), абхичара (магия), и саманьи (общая)./24/

Яджур Веда (порождает) сто девять ветвей, Сама (Веда) – тысячу ветвей, Атхарва – пять ветвей./25/

В этой традиции Вайкханасы прямое видение, помятуемое мудрыми, (именуется) вайкханаса./26/

Ритуал (кальпа), грамматика, фонетика, этимология, астрология, просодия – таковы шесть веданг./27/

Следующие подразделы: миманса, ньяя, знание Дхармы, над этим Веда Вед./28/

Все сучья, все ветви, все Дхарма шастры великих мудрецов соединяются в самьячаре (Шри видья), именуемой внутренним органом чувств (антах карана). Итихаса и пурана именуется второстепенными органами. /29/

Вастуведа, дханур веда, божественная гандхарва (Веда), дайвика и аюрведа – именуются пятью дополнениями к Ведам. /30/

Наказание, мораль, деятельность, ваюджая (обуздание дыхания) не отличны от двадцати одной (ветви) и именуются саморожденными./31/

В Начале (из уст) мудреца Вайкханасы произошла речь Вишну. Приняв тройную форму (мадхьяма, пашьянти и вайкхари), она именуются воплощенной./32/

Она приняла в начале, как и прежде, форму числа, от риши Вайкханасы. Выслушай все об этом от меня. От Блаженства Вечного Брахмана возникает крия шакти./33/

Сама шакти (джняна шакти) –мгновение памятования Божества, Сущность появления и исчезновения, Форма милости и наказания, образ покоя и света, проявленная и непроявленная Причина, Именуемая, Та, у которой стопы равноценны главным органам, Форма отличия и неотличия, Помощница Бога, Неуничтожимая, Неизменная, вместе со (своей) обителью, Творящая восход и закат открытием и закрытием глаз, Единосущная всем шакти. (Она) Творение, Поддержание, Разрушение, и Сокрытие. Так прославляется Сама Шакти./34/

Иччха шакти – трояка. Став шриватсой (завитком) на правой груди Бога, ради успокоения в состоянии растворения, Она– йога шакти – успокаивает (все)./35/

Бхога шакти – форма наслаждения. Окруженная деревами желания, коровами желания, камнями чинтамани, лотосами, раковинами, океаном и девятью океанами, почитателями, имеющими желания и не имеющими желаний. Человеком, связанными преданностью, делается все ради удовлетворения Бога: обряды, постоянные, случайные и желанные, агнихотра, яма, нияма, асана, праняма, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи, посредством городских ворот (чувств), воздушной колесницы (ума) и прочего, почитание и поклонение милостивому Богу, омовение и прочее, почитание предков, переваривание пищи и прочее./36/

Теперь о Вира Шакти. Четырехрукая, держащая жесты благословения и бесстрашия, лотос, носящая диадему, окруженная всеми богами, (сидящая) у корней древа желания, омываемая четыремя слонами водой и амритой из драгоценных сосудов, прославляемая всеми божествами начиная с Брахмы, окруженная восьмью совершенствами, начиная с анимы, Прославляемая коровой желания (стоящей) перед ее ликом, прославляемая Ведами и писаниями, окруженная Джайей и другими (божественными) женщинами –апсарами, освещаемая светильниками солнца и луны, прославляемая (игрой) на музыкальных инструментах Нарадой и прочими, (укрываемая) зонтом, который держат Рака и Синивали, (омахиваемая) чамарой, которую держат Хладини и Майа, умащаемая Свахой и Свадхой, Почитаемая Бхригу, Пуньей и другими, Богиня Лакшми на божественном троне (сидящая) в позе лотоса, творящая причину и следствие всего, творящая отделенность (дживы) от Бога, с удовлетворенным взглядом, почитаемая всеми богами – известна как Вира Лакшми. Такова упанишада./37/

Перевод с санскрита Ерченкова О.Н.