Значение термина «йога» в индийской религиозной традиции

 Санскритское слово "йога" происходит от глагола "йудж" (связывать, соединять) и имеет множество значений: связь, соединение, обуздывание, упражнение, метод и др.

Различные религиозные и философские Традиции имеют собственное объяснение йоги и рассматривают её как средство достижения цели их практики. Шарадатилака указывает несколько Толкований термина йога: согласно Традиции Шайва, йога есть осознание единства дживы (души живого существа) и Шивы; согласно агамам (Тантрическим писаниям) йога это соединение Шивы и Шакти; согласно дуалистическим учениям йога означает познание Древнего Пуруши. 

В комментариях Рагхавабхатта указывает, что в учении Санкхьи пурана-пуруша это пуруша (дух, субъект), в философии Ньяя — Ишвара (Бог, Господь Вселенной), в Традиции Вайшнава — Нараяна.

Одно из главных значений термина йога — связь (самйога, самбандха) с высшим объектом познания. Саубхагананданатха в комментарии к Тантрараджа-тантре (27п.) определяет йогу как соединение с Высшей Душой: ЙОГАХ ТАД-АТМЬЯ-САМБАНДХАХ. 

С точки зрения адвайты (недвойственности, монизма) йога есть постижение изначального единства с Абсолютом.

"Единство дживы и атмана (атма — субъект, духовная сущность) называют йогой знающие йогу. Другие знают йогу как "путь достижения единства с Шивой".

(САНАТКУМАРА-ТАНТРА, ПАТАЛА 2) 

Единство с Брахманом означает осознание, своей вечной и безграничной сущности (атма), свободной от двойственности и желаний. Ганеша-пурана описывает этот процесс как восприятие, лишённое внешних и внутренних различий. "Когда йогин видит в самом себе весь мир как форму Брахмана, это есть йога и саннъяса (отречение), дарующие одинаковый результат".

Согласно другому толкованию, йога есть соединение нисходящего потока энергии (апана) и восходящего дыхания (прана), а также индивидуальной души (параматма) или других двойственных категорий: "Такое соединение (самьйога) двух начал называется йогой".

(ЙОГАШИКХА-УПАНИШАД 38-39)

В шакта-тантрах йога также означает процесс поднятия Кундалини-Шакти (внутренней энергии дживы), целью которого является соединение её с Парамашивой в тысячелепестковом (сахасрара) лотосе (расположенном в верхушке головы). Согласно Гьянарнава-тантре, такое соединение (самайога) называется "йога":

ШИВА-ШАКТИ-САМАЙОГО

ЙОГА ЭВА НА САШАЙЯХ

"Соединение Шивы и Шакти есть йога, в этом нет сомнения".

Согласно Гандхарва-тантре (патала 5) йога есть проявление божественной энергии (пара-шакти), которая персонифицируется как Лалита, Трипура, Бхайрави, Кали и другие Формы Шакти.

Пребывая в сознании каждого существа, она является высшей силой, дарующей духовное освобождение, достижимое через осознание единства с Абсолютом.

Шива говорит в этой тантре: 

"Освобождение (достигаемое) при спасении из сансары называется словом"йога". Единство дживы и атмана называют йогой сведущие в йоге."

Другая традиция, Вайшнава", считает главной целью йоги состояние высшей преданности (пара-бхакти) Вишну. Согласно Бхагавата-пуране (1.2.28.), такое состояние преданности Васудэве (Вишну, Кришне) есть йога: ВАСУДЭВА-ПАРО ЙОГАХ.

В Бхактирасамрита-синдху (3,2.129) йога означает название одного из состояний непосредственного восприятия присутствия Бхагавана Шри-Кришны: КРИШНЕНА САНГАМО ЯС ТУ, СА ЙОГА ИТИ КИРТЪЯТЭ.

Одно из значений слова "йога" — волшебство или сила волшебства (майя), магия, мистицизм. Йогой также называется мистическая сила божества. Слово атма-йога, используемое в этом значении (другое значение — йога самосозерцания) означает внутреннюю мистическую силу Бхагавана или Ишвары (Бога); йога-майя это мистическая сила Вишну и одно из имён Дурги; майя-йога означает магическую практику; йога-нидра это мистический сон (нидра) Махавишну. В Маркандэйя-пуране (Дэви-махатмья) Йога-майя и Йога-нидра описываются как проявления Дурги, Великой Богини, почитаемой как Мать всех миров (джаган-мата).

В психологическом аспекте йога означает процесс деятельности сознания, результатом которого является достижение цели садханы. Конечным результатом такой практики является высшее состояние субъекта, в котором реализуется цель его духовной эволюции. В этом значении йога часто отождествляется с высшей стадией (уттама-бхумика) практики и связанным с ней состоянием (самадхи, турия, унмани, самарасья, лайя, сахаджа-ананда, анавастха и др.). Вьяса в комментарии к Йога-сутрам (1.1) говорит, что "йога это самадхи (состояние йогического транса)": ЙОГАХ САМАДИХ.

В системе Патанджали практика самадхи является одной из восьми частей йоги, целью которой является достижение полной обособленности (кайвалья) субъекта от материальной природы (пракрити). Эта система йоги, изложенная Патанджали в Йога-сутре, известна как Йога-даршана, одна из шести главных философских учений (даршана) древней. Индии. Теоретической основой йога-даршаны является Санкхья, Основателем Санкхьи и Йоги считается древний мудрец Капила. Вачаспати Мишра в комментариях к Йога-сутре (1.23) говорит, что есть воплощение Вишну (КАПИЛО НАМА ВИШНОР, ABAТАРА-ПАРАСИДДХАХ), поэтому и "изначальный мудрец (АДИ-ВИДВАН) Капила есть сам Вишну." В Сатвата-тантре (2.1О) рассказывается, что Ишвара (Вишну) появился на земле как мудрец Капила, Владыка мистических сил (сиддхешвара), сын Дэвахути и сообщил ей учение йоги, а также изложил учение Санкхьи своим ученикам.

В системе Патанджали йога разделена на два вида: сампрагьята-йога и асампрагьята-йога, первая из которых означает устранение негативных впечатлений ума; другая — устранение всех видов деятельности сознания. В йога-сутре (1.2) говорится:

ЙОГАШ ЧИТТА-ВРИТТИ-НИРОДАХ 

"Йога есть устранение деятельности сознания". 

При достижении этого состояния, пуруша (дух, субъект) полностью освобождается от всех видов зависимости, от объектов и инструментов восприятия, вследствие чего его самосознание не затемняется мыслительными процессами и обнаруживает высшую интуицию, изначально присущую духовной природе пуруши. Тогда сознание, которое является наиболее тонким элементом пракрити (материи), больше не препятствует истинному знанию, объектом которого является внутренняя сущность души (которая есть изначальный и неизменный субъект), пребывающая вне материальной природы (пракрити).

В этом состоянии субъект пребывает в своей изначальной природе:

ТАДА ДРАШТУХ СВАРУПЕ ВАСТХАНАМ (1.3) 

В другом случае происходит отождествление с деятельностью сознания: 

ВРИТТИ САРУПЪЯМ ИТАРАТРА(1.4). 

Поэтому йогой также называют отречение от привязанности к объектам материальной природы. Шри-Кришна говорит Арджуне: 

ЙАМ САННЫСАМ Ш ПРАХУР 

ЙОГАМ TAM ВИДДХИ ПАНДАВА 

"О Пандава, то, что называют отречением следует знать как йогу". 
(Бхагавад-гита 6.2)

Результатом практики отречения является полное спокойствие ума, не обусловленное влиянием объектов восприятия. Такое устойчивое равновесие ума называется йогой: 

САМАТВАМ ЙОГА УЧЬЯТЭ. (2.46) 

В Бхагавад-гите и пуранах йога рассматривается как основа всех видов деятельности, необходимая для выполнения социальных обязанностей и религиозных предписаний. "Без йоги человек совершает действия только из стремления к результату. Он становится связанным семенами кармы, а затем испытывает страдание. Отвергнув умом все действия, йогин испытывает счастье". 

(Ганеша-гита 4.11-12). 

Отказ от действий, необходимый в йогической практике, означает устранение эгоистической мотивации или действие, совершаемое как жертва (Брахману или Ишваре). В этой йоге действие соединено с процессом познания и практикой отречения. "Погружённый в познание покидает все грехи и заслуги. Поэтому следует предаться йоге; йога есть умение в действиях". 

(Бхагавад-гита 2.50).

Часть Ганеша-пураны, известная как "Ганеша-гита" содержит описания различных путей йоги, указанных Ганешей: "Полное удерживание чувств от их объектов с помощью различения (вивекатах), вследствие чего возникает одинаковое восприятие всего, есть йога, таково моё мнение".

Осознание соединения с Божеством, возникающее посредством различения в себе атмана, совершаемое с сознанием, приверженным своей дхарме, называется "йога". С помощью такого осознания йогин оставляет дхарму (религиозные предписания) и адхарму (действия, противоречащие дхарме), отвергнув их обеих, поэтому следует предаться йоге; йога есть искусство в выполнении предписаний (ЙОГО ВАЙДЕШУ КАУШАЛАМ)". В практическом аспекте йога означает "упайя" (метод, средство).

САНСАРОТТАРАНЭ ЙУТИР

ЙОГА-ШАБДЭНА КАТХЬЯТЭ 

"Метод освобождения от сансары называется словом "йога ". 

(Гаутамия-тантра 33.7)

С этой точки зрения йога есть лишь временное средство, необходимое для достижения конечной цели — освобождения (мукти). Хемачандра-ачарья использует следующее сравнение:

ЙОГАХ CAPBA-BИПAД

ВАЛИ-ВИТАНЭ ПАРАШУХ ШИТАХ

"Йога есть острый топор, разрубающий лианы страданий". 

(Йога-шастра 1.5) 

B процессе духовного познания и поклонения йога означает практику отречения, контроль чувств и сосредоточение ума, а также усилия, необходимые для его достижения.

МАНАХ-ПРАШАМАНОПАЙО 

ЙОГА ИТЬЯБХИДХИЯТЭ

"Метод (упайя) успокоения( прашамана) ума называется йогой" 

(Маха-упанищад 5.42)

ТАМ ЙОГАМ ИТИ МАНЬЯТЭ

СТХИРАМ ИНДРИЯ.ДХРАНАМ 

"Йогой считается твёрдое обуздание чувств". 

(Катха-упанишад 2.3.11)

"С помощью разума, достигшего состояния саттвы (ясность, чистота), следует подчинить ум воле Атмана (высшей божественной сущности). Это есть высочайшая иога, означающая сдерживание ума". 
(Бхагавата-Пурана 1.20.20)

В тантрической традиции йога означает различные виды тантрической садханы. Согласно комментарию (тика) к Маханирвана-тантре (1.65), "йога означает средства достижения освобождения, предписанные тантрами и другими шастрами в виде различных религиозных действий". Среди множества тантрических методов наиболее важными является практика сосредоточения и медитация. Ачарья Харихарананда говорит, что "йога есть мысленное созерцание Высшей души". 

ЙОГАХ ПАРАМАТМА-ЧИНТАНАМ 

(Маханирвана-Тантра тика 1.7)

В практике Тантрического поклонения йога означает внутреннее поклонение (антар-йага) и медитацию на ишта-дэвату (божество, избранное для пос­тоянного поклонения).

Согласно Гаутамия-тантре (7.48), "йогой называется мысленное созерцание ИШТА-ДЭВАТА в самом себе". В тантрах йогой также называется практика быс­трого достижения различных конкретных результатов с помощью мистических способностей, магических операций и особых тайных методов (прайога). В Йогини-тантре (патала. 2). Дэви обращается к Шиве: "О Владыка праматхов (духов, составляющих свиту Шивы и Ганеши), почитаемый всей вселенной, исполняющий желания, расскажи мне подробно о йоге, с помощью которой быстро достигается царская власть, с помощью которой быстро обретается потомство, с помощью которой быстро достигается знание, с помощью которой быстро достигается богатство, с помощью которой быстро достигается слава, с помощью которой быстро достигается всё". Описывая эту садхану Шива говорит, что "эта наилучшая йога подобна волшебному дереву кальпа-врикша, исполняющему все желания".

Магическая практика, известная как шаткарма-садхана, в некоторых тантрах также обозначается термином "йога". Шат-карма (шесть основных магических операций: шанти-карма, вашикарана, стамбхана, видвешана, уччатана и марана) означает различные тайные ритуалы (камья-пуджа, хома и др.) и способы магического воздействия (мантра-прайога, янтра-прайога и др.). Шактисангама-тантра (Кали-кханда, патала 12) предписывает шаткар-ма-садхану как высшее средство (йога)достижения счастья и благополучия, к которому следует обращаться, во время великих бедствий, в случае угрозы для жизни и в других опасных ситуациях. Некоторые средства, используемые в этой практике, вследствие их потенциальной опасности для других и для самого практикующего связаны со множеством строгих ограничений, правил и запретов. Практика этих магических операций (абхичара, марана, утсадана и т.п.) выполняемая в исключительных случаях, представляющих непосредственную опасность для жизни и только в соответствии с предписаниями традиции, во всех других случаях рассматривается как препятствие духовному познанию. В Куларнава-самхите, включающей в себя различные магические способы, оказывающие сильное разрушительное воздействие, утверждается, что эта крайне предосудительная йога (куйога) должна тщательно сохраняться в тайне и не может быть использована для причинения насилия и достижения низших эгоистических целей. Шива говорит в этой тантре: "Тех, кто для причинения насилия (бадхабхак) будет совершать какие-либо из этих действий, я сжигаю подобно тому, как огонь сжигает сухую траву".

В практике шаткарма-садханы йога есть название одного из методов, с помощью которого образуется связь с объектом (садхья) магического воздействия. "В шанти-карме, пушти-карме, вашикаране (названия магических: операций), в праяшчитте (искупительных ритуалах), вишодхане, хоме и дипане (названия ритуальных действий), мудрецами применяется йога". (Пхеткарини-тантра, патала 3)

Йогой также называют отдельные магические методы некоторых тантрических традиций (шабара-йога, капалика-йога и т.д.)

Одно из значений слова "йога" — благоприятное положение планет. Каждая прайога (метод достижения конкретного результата), дикша (посвящение) и другие действия, выполняемые в особых случаях, должны совершаться при соответствующем положении (йога) планет, благоприятном для их выполнения. Шастры указывают 27 сочетаний планет, называемые "йога" (нишкамвхаприти, айушман, саубхагья, шобхана, атиганда, сукарма, дхрити и др.). Эти йоги являются также благоприятными для практики мантры, стотр (молитвенных гимнов) и кавачи (защитной стотры). В Вишвасара-тантре говорится: "Следует написать (с помощью сандаловой пасты или других веществ) и произносить стотру в храме Божества в шубха-йоге, айушман-йоге, прити-йоге, и особенно в брахма-йоге, в индра-йоге и шукра-йоге".

Тантрараджа-тантра (31.32) называет шесть наиболее благоприятных периодов (йога) для совершения; путтали-прайоги (разновидность магических операций). "Манорама" (комментарий к этой тантре) указывает соответствующие для этого сочетания планет и созвездии, называемые нича-йога (патала-йога), наша-йога, кракача-йога, махашула и др.

В древнеиндийской традиционной медицине йогой называются некоторые средства исцеления от болезней и достижения жизненной силы, здоровья и долголетия, предписанные в Айур-веде (науке здоровья и долголетия) — одной из дополнительных вед (упаведа).

В Агни-пуране (гл. 285) Дханвантари указывает "волшебные средства" (сидха-йога), называемые мрита-сандживана-кара-сиддха-йога (волшебное средство, оживляющее мёртвых), изложенные в древние времена мудрецом Атрейей. В религиозных, мистических и философских учениях Индии главное значение термина "йога" связано с духовной практикой (садхана). Различные направления садханы и её основные элементы и отдельные методы являются основой множества видов йоги (карма-йога, бхакти-йога, и др., или мантра-йога, хатха-йога, кундалини-йога и т.д.). Во многих различных формах основные элементы йоги и её отдельные методы входят в систему практики всех духовных традиций. В более широком смысле слово "йога" может означать любой из методов (садхана, паддхати) и путей (марга), ведущих к духовному освобождению (мукти, мокша, нирвана). Поэтому практика йоги не означает только комплекс каких-либо упражнений и методов, но является последовательным процессом, составляющим их внутреннее содержание:

НА ПАДМСАНАТО ЙОГО 

НА НАСАГРА-НИРИКШАНАТ 

АЙКЬЯМ ДЖИВАТМАНОР АХУР 

ЙОГАМ ЙОГА-ВИШАРАДАХ

"Йога это не сидение в позе лотоса и не смотрение на кончик носа. Единство дживы и атмана называют йогой знающие йогу". 

(Куларнава-тантра 9.30)

[Ольшевский А.П.]