Традиция тантрического шактизма

Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется «шакти». Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе — ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами).

«Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60)

Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3)

Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8)

В Ниррутара-тантре сказано:

Шакти-гьянам вина деви
нирванам найва джаяте

«Невозможно достичь освобождения без познания Шакти».

В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)».

В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее».

Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 — 58)

Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ».

Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22).

Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти — Брахма, крия-шакти — Джанардана (Вишну), иччха-шакти — Рудра.

Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана.

«Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад)

В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма».

Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита.

Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями.

В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа — шабда-брахма, состоящий из букв от «а» до «кша», который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от «а» до «кша» есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 — 12).

В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та).Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава)

Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от «а» до «кша», порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра)

Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти.

«От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14)

Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1)

Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69).

В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад).

«То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26)

В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог «пра» означает главную причину творения; процесс творения называется «крити», поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее «Пракрити»».

Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение:

Пара-брахмач ча пракритих
пратибимба-сварупини

(Шактисангама-тантра)
Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша — мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания».

В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити».

В Йогини-тантре (гл. 2) сказано:

Кали ча джагатам матар
сарва-шастрешу нишчитам

«Кали — мать всех миров, так утверждается во всех писаниях».

«Из нее возникает весь этот мир, со всем, что движется и недвижно и затем снова растворяется в ней.

Ее энергия безгранична; она есть океан милосердия; в ней пребывает освобождение; она — Повелительница мира, наполненная вечным блаженством». (Камакхья-тантра 9)

Проявляя себя как пракрити, Шакти остается в безграничном сознании и блаженстве Абсолюта:

Ахам пракрити-рупа чет
чид-ананда-параяна

(Кулачудамани-нигама)
Поэтому она является причиной высшего освобождения.

«Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива, все даруют спасение (мукти) без высшей нирваны (освобождения). Высшая нирвана возникает с помощью Пракрити, поэтому следует всеми усилиями совершать поклонение Пракрити». (Нируттара-тантра 9)

В шестнадцатой главе Найика-тантры Шива говорит Парвати: «Слушай, о Богиня, обладающая великой славой, о том, какова причина поклонения тебе, посредством которого достигается соединение с Брахманом. Ты есть высшая природа Брахмана и Высшей Души (параматма). Тобою рожден весь мир; ты — Мать вселенной. Все от махат-таттвы (субстанция мирового разума) до атомов (ану), все, что движется и неподвижно, порождено тобой. Тебе подчинен весь этот мир (твад адхинам идам джагат)».

В Шива-агаме сказано: «Шакти — это Шива, Шива — это Шакти. Шакти — это Брахма и Джанарданва. Шакти — это солнце, луна и светила. Весь мир — это тело Шакти (шакти-рупам джагат сарвам)».

Все сознательное и бессознательное во вселенной пронизано присутствием Шивы и Шакти: «Шива-шакти-маям виддхи четана-ачетанам джагат». (Гандхарва-тантра 36.29)

На уровне высшего понимания (парамартхика) Шакти едина с Шивой и не отлична от него: Ума-шанкарайор бхедо настьева пара-мартхатах. (Линга-пурана)

На анайор видьяте бхедо
йа шактих са шиво дхрувам

«Нет различия между ними. Шакти — это сам Шива» (Гандхарва-тантра 40.4).

В Шива-пуране (Ваявия-самхита) говорится: «Шива — это Деви, Деви — это Шива. Между ними не существует различия, подобно луне и лунному свету». «Таким образом, Шакти и обладатель шакти (шактиман) находятся в постоянной зависимости друг от друга. Шакти не существует без Шивы (на шивена вина шактих), Шива не существует без Шакти». (Упари-бхага 5.9-12)

В Нирвана-тантре (гл. 7) сказано: «Владыка и Создатель Вселенной Шива, который является обителью ниргуны (ниргуна-алайя), не может проявлять свою потенцию без своей Шакти-Шри-Бхуванешвари».

Шива говорит Богине: «Без Шакти я всегда имею форму трупа (сада ахам шава-рупаках); когда я соединен с Шакти, я — Шива, исполняющий все желания». (Гуптасадхана-тантра 2)

Согласно Тантре, Шакти олицетворяет женскую природу Абсолюта. Поэтому вселенная рассматривается как проявление Бога в его женском аспекте: йошид-рупам смарет сарвам джагад этач чарачарам. (Шактисангама -тантра)

Особенностью Шакта-тантры является необычайно почтительное отношение к женщине и поклонение ей как земному воплощению Шакти. Шакта видит в ней божественное начало и источник жизни всего существующего: стрийо девах стрийо пранах стрия эва вибху-шанам (Кали-тантра). В Шактисангама-тантре (Кали-кханда 4.5) говорится: «Все женщины должны рассматриваться как формы Кали и Тары. Когда такое понимание достигнуто, восприятие становится свободным от объектов иллюзорного мира».

Тантры и пураны описывают Абсолют как божественную супружескую пару, олицетворяющую соединение женского и мужского принципов. Поэтому все, что существует в этом мире, обладает качествами Шивы и Шакти. «Все мужчины — это Шива, все женщины — это Парвати. Все движимое и неподвижное во вселенной есть воплощение Шивы и Деви. Поэтому весь этот мир является потомством Шивы и обладает природой Шивы» (Брихаддхарма-пурана). «Все мужчины — это Шанкара, все женщины — это Махешвари. Все они являются проявлениями Шивы и Шакти». (Шива-пурана)

В тантрической традиции единство Шивы и Шакти персонифицируется в образе Ардханари-ишвары — Божества, правая половика которого — Шива, а левая — Шакти. Каждая форма Шивы связана с одной из форм Шакти.

В тантрах описывается десять основных форм Бхагавати Кали, называемые Махавидья, среди которых главная — Кали. В Чамунда-тантре говорится: «Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Вагаламукхи, Матанги и Камала, — это десять Махавидья, известные как Сиддхавидья». Нируттара-тантра указывает восемнадцать Махавидья: «Кали, Тара, Чхиннамаста, Матанги, Бхуванешвари, Аннапурна, Нитья, Махишамардини Дурга, Тварита, Трипура, Пута, Бхайрави, Вагала, Дхумавати, Камала, Сарасвати, Джаядурга и Трипурасундари — это восемнадцать Махавидья, указанные в тантрах и других писаниях».

Указывается также восемь видов Бхавати Кали: «Дакшина-Кали, Сиддха-Кали, Гухья-Кали, Шри-Кали, Бхадра-Кали, Чамунда-Кали, Шмашана-Кали и Махакали, — это восемь видов Кали». (Тодала-тантра 3.17-18)

Тантра-антара говорит, что «Кали имеет два вида: черная и красная. Черная называется Дакшина, красная называется Сундари».

Имя Бхагавати Кали имеет несколько значений.

Одно из имен Шивы — Махакала. Поэтому его шакти в образе супруги Махакалы называется Махакали.

Санскритское слово «кала» означает «черный». Подобно тому, как черный цвет поглощает все другие цвета, вся вселенная растворяется в изначальной энергии Бога (адья-шакти), называемой Кали.

Кала также означает время. Это имя Садашивы в его разрушительном аспекте. «Из-за того, что она контролирует время (каласья янтранат), ее называют Кали». (Мундамала-тантра 3.56)

Калатвад адибхутатвад
адья-калити гияте

«Оттого, что она уничтожает и дает начало всему, она называется Адья-Кали». (Маханирвана-тантра 4.32)

Другое имя Бхагавати Кали — Дакшина Кали. Слово «дакшина» означает «дар», «вознаграждение». Оттого, что она вознаграждает того, кто ей поклоняется, она называется Дакшина Кали.

«Подобно тому, как после совершения обряда, дакшина (вознаграждение, даваемое брахману) приносит достижение желаемого результата, она дарует всем плоды освобождения, поэтому она называется Дакшина-Кали». (Камакхья-тантра 9)

Дакшина также означает праведность. Оттого, что она дарует плоды праведной жизни, она называется Дакшина Кали.

Другое значение слова дакшина — «юг, южный».

В Нирвана-тантре говорится: «Сын Солнца, бог смерти Ямараджа, обитающий в южной (дакшина) стороне, услышав имя Кали, в страхе удаляется прочь (это означает, что он не может направить в ад того, кто поклоняется Кали), поэтому Бхагавати Кали называется Дакшина Кали».

Оттого, что она постоянно обитает в местах кремации (шмашана), она называется Шмашана Кали.

Шмашана символизирует сердце человека, которое наполнено пеплом (бхасма) материальных желаний. Погребальный костер (чита) означает огонь знания (гьяна-агни), который сжигает последствия кармы и рассеивает темноту неведения. Этот огонь символизирует Бхагавати Кали.

В Гуптасадхана-тантре говорится:
Бахни-рупа маха-майя
сатьям сатьям на саншаях
ата эва махешани
шмашаналая-васини

«Огонь — это образ Махамайи. Это истина, в этом нет сомнения. Поэтому она всегда пребывает в местах кремации трупов».

Шмашана также означает преходящий материальный мир, в котором Махашакти в форме божественного огня поглощает все существующее во вселенной. Во время исчезновения (лайя) вселенной пять первичных элементов (махабхута) растворяются в безграничном космическом сознании (чид-брахма), формой которого является Бхагавати Адья-Кали. Поэтому ее местопребыванием является шмашана: шмашанам дакшина-стханам шмашанам ча садашивам. (Нируттара-тантра)

В этой форме она изображается как Шава-вахана (стоящая на трупе). В первой главе (19-22) Тодала-тантры в беседе Шивы и Деви говорится: «Шри-Деви сказала: «Та, что известна как главная Маха-видья, Дакшина Кали, а также вторая — Махабхайрави, Прародительница трех миров, каким образом она становится Шававаханой?»»

Шри-Шива сказал: «О Парамешвари! Изначально Шакти в форме бесконечного времени (кала-сварупини) постоянно пребывает в сердце Шивы как Разрушительница Вселенной (самхара-рупини).

Именно поэтому Махакала является Уничтожителем Вселенной. Когда Самхара-рупини Кали становится проявленной (вьякта-сварупини), Садашива имеет форму трупа (шава-рупах садашивах). Тогда Деви становится Шава-ваханой».

Другое имя, Бхайрави, означает «супруга Бхайравы» (Шивы в его ужасающем образе). В Кубджика-тантре сказано: «Бхайрави — Уничтожительница несчастья в этом мире и страданий после смерти. Оттого, что она является супругой Кала-Бхайравы, она называется Бхайрави». В этой форме она проявляет себя как Изгонительница страха (бхая): бхая-видхвамсини нама бхайрави парикиртита (Дакшинамурти-самхита 14,2). В тантрах указывается восемь Бхайрави: Бхайрави, Махабхайрави, Симха-бхайрави, Дхумра-бхайрави, Бхима-бхайрави, Унматта-бхайрави, Вашикарана-бхайрави и Мохана-бхайрави. Супруга Бхайравы, пребывающего в состоянии ананды (высшего блаженства), почитается как Ананда-бхайрави.

Трипура-деви (супруга Разрушителя Трипуры) известна как Сундари или Трипура-сундари. Трипура-рахасья описывает ее как форму безграничной энергии (ананта-шакти) Разрушителя Трипуры, обладающую абсолютным всепроникающим сознанием и созерцающую все во вселенной (сарва-сакшини), В этой же тантре сказано: «Верховная Богиня, которую обычно называют Трипура, Сундари, Лалита, Шодаши, Шри-Видья, Камешвари и другими именами, когда ее форма включает в себя три Шакти: Брахми, Вайшнави и Рудри, называется Трипура».

Супругой Шивы, называемого «акшобхья», является Тара (тена сардхам маха-майя тарини рамате сада). Акшобхья — это имя Шивы, который, не испытывая никакого беспокойства (кшобха), выпил ужасный яд «халахала», причинявший беспокойство богам. (Тодала-тантра 1.5-6)

Мундамала-тантра (6.158) говорит, что Кали и Тара есть одно божество и отличаются друг от друга как правая и левая части одного тела. В Кали-тантре (гл. 12) сказано: «Тот, кто делает различие между Кали и Тарой, падает в преисподнюю».

Махавидья Тара имеет несколько форм и имен: «Тара, Угра, Махогра, Ваджра, Кали, Сарасвати, Камешвари и Бхадракали — это восемь видов Тарини». (Майя-тантра)

Тантра-сара и другие Тантры указывают три основных формы: Экаджата, Угратара и Ниласарасвати.

Таракатват сада тара
сукха-мокша-прадайини
уграпат-тарини ясмад
угра-тара пракиртита

«Оттого, что она всегда спасет, она называется Тара, дарующая счастье и освобождение. Оттого, что она спасает от ужасных (угра) бедствий, она называется Угра-Тара. Оттого, что она наделяет всех способностью речи, она называется Ниласарасвати.» (Тантра-сара)

В шестой главе (163-166) Мундамала-тантры рассказывается, что «во время усмирения великого змея (обитавшего в водах Ямуны), для защиты Шри-Кришны. Шримад-Экаджата Угра-Тара Сарасвати опустилась в воды Ямуны и появилась в темно-синем (нила) образе Сарасвати.

Боги, а также высшие божества и йоганы, высочайшие из садхаков и муни, все гандхарвы, киннары, видьядхары, божественные танцоры и змеи, а также множество Риши почитают Махакали Маханила-сарасвати.

Все садхаки называют Кали уничтожительницей Калы (смерти). Махавидью Угра-Тару, очаровывающую разум, называют Нила-Сарасвати».

В Нила-тантре (8.17) говорится: «Нила-Сарасвати — это сама Адья-Шакти. Нила — это сам Шива; только неразумный человек считает их различными».

Махасарасвати описывается в Дамара-тантре как Уничтожительница Шумбха-асуры, имеющая восьмирукую форму.

В Кубджика-тантре дается следующее значение форм Шакти (видья) и их имен: «Оттого, что она охраняет все миры, она называется Бхуванешвари. Деви, которая творит и поддерживает все существующее известна как Бхуванеши. Махадеви, не имеющая качеств (ниргуна),называется Шодаши. Махамайя в форме Дхумвати является Уничтожительницей Дхумра-асуры. Эта Великая Богиня (Махадеви) дарует достижение четырех целей (дхарма, артха, кама и мокша). Матанги она называется из-за постоянного опьянения (мада-шилатват). Уничтожительница Матанга-асуры, спасающая от всяких бедствий, известна как Матанги. Деви, пребывающая в духовной обители Вишну, называется Камала».

Другое имя, Дурга, согласно объяснению Харихарананды (Маханирвана-тантра-тика 11.5), означает, что она труднодостижима и познается с большим трудом (духкена гамьяте). Дургой она называется также оттого, что спасает от всех опасностей и препятствий: Дургат сантраяте ясмад деви дургети катхьяте. (Деви-упанишад)

Согласно Кали-тантре (гл.10), Дурга не отлична от Кали (яхта кали татха дурга). Говорится, что «Кали, Тара, Дурга и Уграмукхи не имеют различий. Поклонение каждой из них дает один и тот же результат».

В тантрах говорится о единстве (абхеда) всех форм Бхагавати Кали. Шри Деви говорит Шиве: «Во всяком месте, где покоится или действует какая-либо из форм Шакти, там пребываю я» (Мундамала-тантра). Шива говорит в этой тантре: « О Мать Вселенной, не существует различия между Кали и Тарой. Махавидья Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Бхима, Дхумавати, Вагаламукхи и Матанги также не имеют различий». В Тара-нигаме Деви говорит Шиве; «Кали, о которой было сказано тебе, это Тара, сияющая во всех мирах. Она — это Шодаши Деви и Трипурасундари. Тот, кто осознает их как не имеющих между собой различий (абхедам бхавайед яс ту), становится подобным Садашиве».

Бесчисленные формы Бхагавати Кали существуют повсюду во вселенной и почитаются как шакти различных божеств и аватар (воплощений) Ишвары (Бога). Парвати-деви говорит Шиве: « В Голоке (духовном мире Кришны) я — Шри-Радха, в мире Вайкунтха (обитель Вишну) я — Камалатмика (Лакшми), в мире Брахмы я — Сарасвати, в обители Шивы (Кайласа) я — Парвати, в Митхиле я — Джанаки (Сита-деви), в Двараке я — Рукмини (супруга Кришны)». (Мундамала-тантра)

Саммохана-тантра говорит, что Дурга и Радха (любимая подруга Кришны) — это формы единой Шакти, которая проявляет себя как Радха, Тригунатмика или Дурга (йад вайбхаван махалакшми радха нитья парадвайя). В некоторых тантрах она отождествляется с Вишну. В Брахманда-тантре говорится: « Поклоняющиеся Вишну (вайшнавы) медитируют на нее, имеющую образ прекрасного темно-синего Кришны или четырехрукого Вишну, любимого Богиней Лакшми, очаровывающего разум».

Шри-Кришна (одна из самых почитаемых аватар Вишну) описывается в шакта-тантрах как воплощение Махашакти. В 34-й главе Тантрараджа-тантры рассказывается, что Деви явила себя в мужском образе (пумрупа) вместе со своими шакти (восемь энергий, символизирующие восемь мистических сил) в форме Кришны (кришна-виграха) и его подруг гопи (пастушек).

Радха-тантра (гл.15) говорит, что «темное тело Кришны есть сама Кали, пронизывающая весь мир (сваям кали джаган-майи)». Во второй главе этой тантры указывается, что имя Кришны означает Трипура-бхайрави, которая является божеством (мантра-девата) хари-нама-мантры (известной как харе-кришна-мантра).

В тантрах также говорится, что Шри-Кришна и Дурга-деви представляют единое целое и неотличны друг от друга:

Йах кришна сайва дурга сьят
йа дурга кришна эва сах
анайор антара-дарши
сансаран на вимучьяте

«Кришна — это Дурга, Дурга — это Кришна, Тот, кто видит в них различие, не освобождается от сансары». (Гаутамия-кальпа)

Согласно учению Шакты десять основных воплощений (аватара) Вишну являются различными формами (махавидья) Бхагавати Кали. «Тара Деви имеет форму Матсья-аватары, Вагаламукхи — это Курмамурти, Дхумавати — это Вараха, Чхиннамаста — это форма Нрисимхи, Бхуванешвари — Вамана, Матанги — Шри-Рама, Трипура — Джамадагнья (Парашурама), Баладева — это Трипурабхай-рави, Будда — это форма Махалакшми, Дурга — это Калки-аватара, а сама Бхагавати Кали имеет форму Кришны». (Тодала-тантра 10.8-10)

Каждому мировому периоду (юга) соответствует одна из форм Кали: «В сатья-юге главной является Сундари, в трета-юге — Бхуванешвари, в двапара-юге — Тара, в кали-юге почитается Кали». (Мундамала-тантра 9.33)

В пятой главе Канкаламалини-тантры говорится: «Во всех четырех югах для всех каст (джати) предписывается поклонение Кали и практика ее мантры (кали-видья)».

В современной эпохе (кали-юга), согласно Тара-рахасье (1.134), Кали и Кришна приносят достижение сиддхи:

Калау кали калау кришна
калау гопала-калика


«Махавидья Кали и Тара в кали-юге даруют великие сиддхи

(махасиддхи-прадайини)» (1.135).

В одной из тантр (тантрического сборника) Шакта-прамоды утверждается, что «только Кали должна быть почитаема в кали-юге (калау кали ту кевала)». «Нет другой видьи (мантры шакти) в кали-юге, кроме нее».

Малинивиджайя-тантра указывает различные формы Деви, поклонение которым в кали-юге приносит результат (мантра-сиддхи): «Кали, Нила, Махадурга, Тварита, Чхиннамаста, Вагвадини, Аннапурна, Пратьянгира, Камакхья, Васали, Вала, Матанги, Шайлавасини — все эти деви (богини) в кали-юге даруют полный успех в садхане».

Поклонение различным формам Шакти является главным средством тантрической садханы.

Вина шакти-прасабена
На муктир джаяте прийе


«Невозможно достичь освобождения без милости Шактки» (Мундамала-тантра)

В Сваччханда-тантре говорится: «Следует почитать Деви как свою мать (матарам танайя ива)».

В Кумари-тантре Бхайрава говорит Деви:«Её почитают Брахма, Вишну, Шива и другие божества, Чандра, Сурья, Варуна и Кубера, а также Агни, Дурваса, Вашиштха, Даттатрейя и Брихаспати. Зачем говорить более? Все божества почитают её (сарве дэва упасаках)».

«Она почитается во всех мирах. По милости Калики все достигают освобождения» (Йогини-тантра)

«Садхака, который медитирует на Кали и практикует её мантру, получает все мистические силы». (Бхайрава-тантра)

Кумари-тантра говорит, что поклонение Кали гарантирует блаженство и освобождение (каликаях прасадена бхукти-муктих каре стхита). В Тара-нигаме сказано: «В райской обители, на земле или в преисподней, тот, кто предается стопам Богини (Кали, Таре или Трипурасундари), становится подобным волшебному дереву (кальпа-друма), исполняющему все желания и достигает великого освобождения». В других тантрах говориться: «Здоровье, долгая жизнь, власть, сила, поэтический дар, наслаждение и освобождение — все это достигается почитанием лотосоподобных стоп Кали» (Кали-тантра 11). «Шиваит, вишнуит или шакта, который будет совершать поклонение Нила-сарасвати, медитировать на Тару или повторять мантру Дурги, немедленно достигает освобождения от оков материального существования». (Нила-тантра 20.22)

Основным источником знания и практики традиции Шакта являются тантры, Шакти обнаруживает себя через Тантру и непосредственно связана с ней: тантрешу калика тара сада тиштхати парвати. (Шактисангама-тантра)

В Брахма-ямале (Тара-сахасра-нама) она описывается как Тантра-мантра-сварупини (сущность Тантры и Мантры), Творец тантр (тантра-крит), объект тантрического поклонения (тантрасампуджья), Повелительница Тантры, достижимая с помощью тантры (тантра-садхья), пребывающая в Тантре (тантрастха), рожденная Тантрой и наполненная Тантрой.

Тантрическая традиция считает Шакта-тантру частью Атхарваведы, поэтому главным Божеством Атхарваведы является Кали: атхарваведа-адхиштхатри шри-махакалика пара. (Шактисангама-тантра. Кали 5.23)

В тантрах указывается пять первоначальных источников распространения тантрических традиций (сампрадайя), называемых «амнайя» (предание, традиция).

В 17-й главе Куларнава-тантры дается следующее толкование слова «амнайя»: «Оттого, что она является началом всех направлений садханы, увеличивает блаженство ума и является источником всех жертв (ягья) и других видов поклонения, она называется «амнайя». Шива говорит в этой тантре (3.1): «Из пяти моих ликов происходит пять «амнайя» (панча-амнайя): пурва-амнайя, пашчима-амнайя, дакшина-амнайа, уттара-амнайя и урдхва-амнайя. Это пять путей, ведущих к освобождению».

В Тантра-рахасье, Деви-агаме и других тантрах указывается также Адха-амная, которая появилась из шестого лица Шивы. Вторая глава Самаячара-тантры содержит описание шести ликов Шивы, из которых происходит шесть амная. Из лица, обращенного на восток, сверкающего подобно сапфиру и украшенного полумесяцем, происходят тантры пурва-амнайи; из лица, обращенного на запад, имеющего цвет темной тучи, происходит пашчима-амная; из лица желтого цвета, обращенного на юг, происходит дакшина-амная; из лица, обращенного на север, имеющего голубой цвет, возникла уттара-амная; из лица белого цвета, обращенного вверх, произошла урдхва-амная; из лица, обращенного вниз, появилась адха-амная.

Последователи Шакты имеют множество различных направлений и школ.

Бхаскарарайя указывает три основных наравления Шакта-тантры: Самайя, Каула и Мишра.

Учение Самайи сообщил сам Шива, В комментариях Лакшмидхары к Саундарья-лахари говорится, что Шива (Пашупати) на основе ведического учения создал «Шубхагама-панчаку», состоящую из пяти тантр. Система предписаний и практики (ачара) этих тантр была затем изложена пятью древними учителями (Васиштха, Санака, Шука, Санандана и Санаткумара). Это направление садханы называется самаячара.

Основной практикой самаячары является внутреннее поклонение Шакти. Самаячари совершает мысленное поклонение (манаса-пуджа) Ананда-Бхайрави, которая называется «samaya», и Ананда-Бхайраве (samaya) в тысячелепестковом лотосе (сахасрара) в верхушке своей головы. Во всех внешних ритуалах совершается внутреннее поклонение (антах-пуджа), которое означает практику кундалини-йоги, с помощью которой достигается соединение Парама-Шивы и Кундалини-Шакти в сахасраре. «Самайя» означает состояние единства (самарасья) Шивы и Шакти. Согласно Самаячара-тантре, «самайя» — это cannabis sativa (индийская конопля), которая рекомендуется для некоторых видов садханы.

В Каула-тантрах практике самаячары придается важное значение. «Без нее, даже в течение сотен кальп, невозможно достижение сиддхи в практике мантр, указанной в кула-шастрах для последователей кулачары». (Бриханнила-тантра гл.6)

В Куларнава-тантре (5.96) говорится: «Низкий человек, который следует тантрической садхане без практики самаячары, действуя согласно собственному пониманию, не достигнет цели садханы и должен быть всячески избегаем». В комментариях Рамешвары к Парашурама-кальпа-сутре, самаячара определяется как эзотерическая система предписаний и практики поклонения, указанная каула-шастрами. Куларнава-тантра (11. 100) говорит, что садхака, прктикующий эту ачару, после смерти достигает освобождения (деха-пате вимокшах сьят).

Каула имеет несколько различных традиций: Пурва-каула, Уттара-каула, Капалика, Дигамбара и Кшапанака. Лакшмидхара называет четыре каула-сампрадайи: Пурва-каула, Уттара-каула, Вама-каула и Дакшина-каула. В Кулагьянанирная-тантре упоминаются также Ромакупади-каула, Вриноттха-каула, Вахни-каула и другие каула-сампрадайи и

упа-сампрадайи.

Чина-ачара, на которую указывают некоторые каула-тантры, происходит из Махачины (тибета). В Брахма-ямале и Рудра-ямале рассказывается, что древний мудрец Васиштха получил знание этой ачары от Вишну (согласно Рудра-ямале — от Шивы), имеющего форму Будды (буддха-рупа). (Следует заметить, что последний Будда — Шакьямуни — жил значительно позже Васиштхи). В Махачине, называемой страною будд (Буддахадеша), Васиштха получил от него тайную садхану, с помощью которой он достиг сиддхи в практике видьи. Согласно определению Тара-тантры (4.10), садхака, который практикует эту ачару, в которой он использует пять элементов (панча-таттва) тайного ритуала, называется «кула-бхайрава».

В своей практике Махачина-крама следует эзотерической традиции. В Нила-тантре (13. 3) указывается, что Махачина-краму, которая скрыта во всех тантрах (сарва-тантрешу гопитам), не следует открывать никому во всех трех мирах (на вактавьям три-бхуване).

«В уединенном месте, в местах кремации, в безлюдном месте или на перекрестке дорог йогин должен совершать садхану Тары, Спасительницы мира (бхувана-тарини). Тарини, Дакшина Кали, Бхайрави, а также Сундари приносят достижение успеха в садхане с помощью практики Махачина-крамы, в этом нет сомнения». (Махачиначара-крама гл.2)

Кали-тантра (гл. 10) говорит, что поклонение Кали и Таре с помощью Махачина-крамы приносит быстрое достижение результатов садханы. Чхиннамаста-деви, почитаемая согласно Махачина-краме, дарует сиддхи (махачина-краменайва чхиннамаста ча сиддхида). «Те, кто произносит великую видью Угра-тару и поклоняются ей следуя чина-ачаре, — все эти садхаки, махатмы, обладающие великой славой, преданные поклонению Богине, достигают освобождения». (Махачиначара-крама 5)

Эта ачара есть сущность всех учений и традиций: «Если садхака постоянно почитает Тару с помощью практики Махачиначары, он — вайшнава и шайва, он — саура, а также ганапа». (гл.2)

В Тара рахасье (2. 12) сказано: «Брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры и члены низших каст, которые следуют практике Махачина-крамы, являются равными самому Шиве».

Название школы Капалика происходит от слова «капала» (череп, чашу из которого капалики постоянно носят с собой).

Капалика имеет двенадцать разновидностей, высшей из которых является Махакапалика.

Шактисангама-тантра (Кали-кханда 8.9-10) содержит следующее описание последователей этой школы: «Тот кто принимает пищу из чаши, сделанной из человеческого черепа, совершает ритуалы с предложением мяса и вина, постоянно созерцает «йони» (символ Шакти), носит гирлянду из черепов (мунда-мала) и принимает пишу, приготовленную на огне в местах кремации, называется «капалика».»

Школа Парананда имеет три вида (марга) садханы: дакшина, вама и уттара. В своей практике Парананда следует предписаниям шрути (вед) и тантр.

Шактисангама-тантра указывает три основные традиции Шакта-тантры: «Керала, Кашмира и Гауда — это три сампрадайи (традиции), которые приводят к достижению цели садханы». (Кроме этих трех школ указывается еще одна, называемая Виласа-сампрадайя.)

Согласно описанию этой тантры, Керала, Кашмира и Гауда расположены в пятидесяти шести различных областях (деша): «В восемнадцати дешах от Непала до Калинги (Ориссы) имеет распространение Гауда-марга. Керала-крама распространяется в двадцати местах от Арьяварты до берегов океана. В остальных областях находится Кашмира-крама». (Кали-кханда 4.2-6)

В традиции Керала почитается Кали, в Кашмира-сампрадайе — Трипура, в Гауде — Тара (каждая из них имеет несколько видов садханы, таких как шуддха, гупта и угра).

Тот, кто следует пути поклонения Шакти, называется «шакта»: шактер упасако яс ту са ча шактах пракиртитах (8.26).

Шакта-садхака выше всяких кастовых делений (варна-бхеда и джати-бхеда) и считается брахманом независимо от своего происхождения: «Шакты, которые являются брахманами, кшатриями, вайшьями или шудрами, — все считаются брахманами» (Нила-тантра 18. 3). Сказано также: «Глупец, ученый или брахман, кшатрий, вайшья, шудра или чандала, — все шакты равны между собой» (21.33-34).

Шакта превосходит последователей всех других традиций и рассматривается как олицетворение Божества (Шивы и Шакти): «Ни в райской обители, ни на земле, ни в преисподней нет никого выше шакты (шактанам уттамо насти). Шакту следует воспринимать как Шанкару, трехглазого и украшенного полумесяцем». (Мундамала-тантра 3. 44)

В Нила-тантре (18. 17-19) говорится: «Нет никого из людей выше шакты (насти шактат паро джанах). Шакта — это сам Шанкара; он есть олицетворение высшего Брахмана. Тот, кто почитает Нила-Сарасвати, Тару, Бхуванеши, Шодаши, а также Матанги, Чхиннамасту или Вагаламукхи есть сам Шива, в этом нет сомнения (са шиво натра саншаях)».

Шакта, совершающий тантрическую садхану, олицетворяет Шиву, а его супруга — Махадеви: йа шактих са махадеви хара-рупаш ча садхаках. (Уттара-тантра)

«Высшая духовная область (парамам падам), почитаемая шактами, скрыта как великая тайна. Тот, кто живя на этой земле, знает её, есть сам Шива, в этом нет сомнения». (Мундамала-тантра)

Тантры описывают три основных стадии (бхава) шакта-садханы: «Первая — пашу-бхава, вторая — вира-бхава, третья —дивья-бхава; это три бхавы в их последовательности». (Рудра-ямала)

«Пройдя стадию пашу-бхавы, затем нужно следовать практике великой вира-бхавы, наилучшей из бхав. После нее как результат великих достижений следует великолепная дивья-бхава» (6.50-51). «Завершение пашу-бхавы означает начало вира-бхавы. Начало дивья-бхавы есть завершение вира-бхавы. Как младенец, юноша и старец, как цветок, плод и семя, как намерение, действие и результат, так и эти три бхавы являются продолжением друг друга». (Нигама-кальпа друма)

«В пашу-бхаве достигается знание, в вира-бхаве — освобождение, в дивья-бхаве садхака полностью погружается в самадхи, поэтому его называют достигшим освобождения». (Рудраямала)

Считается, что пашу-бхава по своей природе — тамасика, вира — раджаса, а дивья — саттвика. Этим трем бхавам соответствуют три вида ачары (системы предписаний и практики): пашвачара, вирачара и дивьячара. Согласно Каулавали-тантре, существует три вида гуру и три вида мантрадеваты {божества мантры) и мантры (в зависимости от гуру, дающего ее): дивья, вира и пашу. Шива говорит в этой тантре (гл. 11): «Если садхака не выполняет поклонения в предписанной для него бхаве в течении десяти дней, он становится отпавшим от садханы (бхрашто бхавати садхаках). Такой отпавший садхака становится чистым в бхаве, если он снова получит посвящение от каула-гуру. Поэтому разумный садхака должен выполнять поклонение Девате и другие предписанные действия с большим усердием согласно его собственной бхаве».

Практика тантр панча-амнайи также принаждлежит к разным бхавам:«Ритуалы, предписанные в пурва-амнайе, предназначены для пашу; то: что указано в дакшина-амнайе, также относится к пашу-бхаве; практика уттара-амнайи связана с дивья и вира-бхавой; практика, предписанная в урдхва-амнайе, предназначена для дивья-бхавы». (Нируттара-тантра)

Каждая бхава преобладает в течение определенного периода. «Начиная с сатья-юги до трета-юги предписывается практика дивья-бхавы; с трета-юги до двапара-юги предписывается вира-бхава». (Калквиласа-тантра 6.10-12)

В современную эпоху (которая относится к началу кали-юги, общая продолжительность которой 432000 земных лет) в тантрах предписывается практика пашу-бхавы:

Дивья-бхаво вира-бхаво
насти насти калау юге

«В эпоху кали-юги не существует ни дивья, ни вира-бхавы» (4.3). Поэтому в кали-юге следует совершать практику мантры и поклонения с помощью пашу-бхавы: пашу-бхавена картавьям калау ту джапа-пуджанам (4.2).

Пашу, согласно определению Куларнава-тантры, называется тот, кто не свободен от различных видов зависимости (паша): паша-баддхах пашур гъеях.

Согласно Нируттара-тантре, «Существует два вида пашу: получивший посвящение (дикшита) и непосвященный (адикшита). Садхака пашу-бхавы, получивший духовное посвящение, называется пашу; непосвященный называется махапашу».

Рудра-ямала описывает три вида пашу: «Тот, кто совершает поклонение Дурге и Шиве, является высшим среди садхаков пашубхавы. Пашу, который усиленно практикует такое поклонение, называется «уттама» (высший). Если садхака совершает только Шива-пуджу, он считается средним (мадхяма) пашу. Те, кто постоянно почитает духов (бхута) и богов (дева) материального мира,называются низшими (адхама) среди пашу».

Садхака низшего класса, согласно Кубджика-тантре, «всегда сомневается в предписанных ритуалах и тантрических писаниях. Он рассматривает мантру только как набор слогов (мантре ча акшара-буддхиш ча), а изваяние Божества как обычный камень (пратимасу шила-буддхик), не имеет доверия к своему гуру, не совершает предписанных омовений, постоянно изнуряет своё тело и порицает других. Такой садхака считается низшим в пашу-бхаве».

Несмотря на многие недостатки, характеризующие пашу-бхаву, она имеет важное значение в тантрической садхане.

В Рудра-ямале говорится:

На тушта кундали-деви
пашу-бхавам вина прабхо

Почитание Кундали-деви невозможно без практики пашу-бхавы.

Пашу-бхаво маха-бхавах
сарва-бхавасу сиддхидах

«Великая пашу-бхава приносит успех во всех других бхавах».

Без пашу-бхавы невозможно достичь успеха в другой бхаве.

В шакта-тантрах практика пашу-бхавы (пашвачара) рассматривается как стадия предварительного очищения, поэтому говорится, что «пашу-бхава всегда чиста и постоянно приносит очищение»: пашу-бхавах сада деви шуддхах ча шучиват сада. (Каливиласа-тантра 6.10)

Камакхья-тантра и Каулавали-нирная предписывают пашу не употреблять мясо и рыбу. Пашу не должен желать ничего чужого и не должен думать о наслаждениях (на бхоге манасам бхавет). Ему не следует даже думать о женщинах, кроме своей жены. Он должен с верой слушать пураны и быть преданным пути, указанному в ведах и ведантах (веда-веданта-татпарах).

В Каулавали-тантре (гл. 11) также сказано, что «пашу не должен прикасаться к чёткам или произносить мантру ночью, а также не должен повторять мантру после принятия пищи».

Рудра-ямала говорит, что «даже на стадии пашу-бхавы садхака может достичь сиддхи, если он постоянно изучает веды, размышляет о смысле вед, произносит тексты ведических писаний, никогда не порицает других, избегает насилия, лени, заблуждения, алчности, вожделения, гнева, высокомерия и гордыни. Даже в пашу-бхаве он . достигает цели своей садханы».

Тантры описывают великую силу пашу-бхавы, посредством которой садхака достигает высших мистических сил, с помощью которых он «может достичь обители Вишну (вайкунтха) в теле, подобном Вишну» (Рудра-ямала 6. 1-2). Для того, кто достиг знания пашу-бхавы, не существует ничего недостижимого с помощью усилий и практики (ким асадхьям махадева шрамабхьясена ча асти тэт).

Только после достижения сиддхи в пашу-бхаве, садхака становится пригодным (адхикари) для практики вира-бхавы, которая является сущностью Каула-дхармы и дарует все достижения (сарва-сиддхи).

«Если, вследствии благоприятной кармы, садхака рождается в семье каулы и получает посвящение в великой мантре каулика-деваты, он может достичь сиддхи без помощи пашу-бхавы» (6.5).

В другой тантре говорится: «Для того, кто обладает большой энергией, сильным интеллектом, великой отвагой и чистотой, исполнен милосердия и предан благу всех живых существ, предназначена вира- садхана». (Нила-тантра 16.2-24)

«Садхака, свободный от привязанности к сыновьям, жене и богатству, лишенный алчности и заблуждения, должен достичь сиддхи с помощью практики вира-бхавы». (Бхутадамара-тантра)

Слово «вира» означает «воин», «герой». Куларнава-тантра (17.25) содержит следующее толкование этого слова:

Вита-рага-мада-клеша-копа-матсарья-мохатах
раджас-тамади-дуратвад вира итьябхидхияте

«Оттого, что он свободен от страстей, вожделения, страдания, гнева, эгоизма и заблуждения, а также оттого, что он находится за пределами раджаса и других качеств, он называется вира».

В Нирвана-тантре говорится: «тот, кто украшен ожерельем из человеческих костей (астхи-мала) или носящий бусы из рудракши, не носящий одежды или имеющий только набедренную повязку, — является лучшим из садхаков вира-бхавы».

«Сведущий во многих шастрах, искусный в различных ритуальных действиях, воспринимающий женщину как ишта-деви (почитаемое божество) на земле Бхараты (в Индии) такой садхака, обладающий великим знанием и смиривший свои чувства, называется вира».

«Тот, кто постоянно странствует в местах поклонения Шакти и в священных местах паломничества, старательно поклоняется Девате и всегда медитирует на него, почитает своего гуру к совершает внутреннее поклонение, называется «вира» (антар-йагешу йо ништхах са вирах парикиртитах)».

Вира отличается от пашу большей интенсивностью садханы и знанием её эзотерического смысла. Считается, что он уже преодолел различные мирские связи (паша), характерные для предыдущей бхавы (хотя многие положительные качества признаются также и у пашу).

Поскольку в некоторых тантрах правила вира-ачары смешаны с пашу-бхавой (пашавена вимишритах), Кали-тантра (гл. 12) говорит, что «вира должен выбирать их с особой тщательностью и вниманием, подобно тому как лебедь отделяет молоко от воды».

Вира-садхана должна практиковаться садхакой, получившим посвящение от вира или дивья-гуру и прошедшим все необходимые церемонии и ритуалы (дикша, абхишека, пурашчарана и др.). В Канкаламалини-тантре (гл. 5) сказано: «Садхака, совершивший пурашчарану, должен следовать вира-садхане, усиленно практикуя которую даже неудачник достигает в ней успеха».

В Бхава-чудамани, цитируемой в Шьяма-рахасье, говорится: «Вира садхана, дарующая все сиддхи, есть средство уничтожающее последствия тяжких грехов, уничтожающее все грехи и болезни. Не существует другого средства достижения сиддхи кроме практики вира-садханы».

Вира выполняет тайные тантрические ритуалы (панча-макара, шава-садхана, мунда-садхана, лата-садхана, йогини-садхана, шмашана и чатушпатха-садхана и др.), совершает поклонение в чакре (чакра-ануштхана), внутреннее поклонение (антар-йага), мысленное поклонение (манаса-пуджа), кумари-пуджу, использует магические ритуалы (шат-карма-садхана) и практикует методы кундалини-йоги, лайя-йоги и раджа-йоги.

В вира-садхане используются наиболее эффективные (иногда даже опасные) методы и ритуалы (сиддхи-прайога, рахасья-пурашча-рана, гупта-видья и др.), гарантирующие быстрое достижение сиддхи.

Во многих тантрах вира-ачара предписывается как основная практика для кали-юги: «В кали-юге не существует пашу-бхавы (пашу-бхавах калау насти), а дивья-бхава труднодостижима, поэтому в кали-юге предписывается практика вира-садханы». (Найика-тантра)

Практика вира-бхавы имеет много общего с дивья-бхавой, поэтому утверждается, что «дивья и вира есть одно и то же и не имеют различия»:

Ятха дивьяс татха виро
насти бхедах шучисмите

(Каливиласа-тантра 6.12)
В Рудра-ямале говорится: «Наилучшие из людей, которые находят прибежище в дивья и вира-бхаве, без сомнения, становятся обладателями волшебного дерева, исполняющего все желания».

В Каулавали-тантре (гл. 11) сказано: «Тот, в чьём теле пребывает дивья или вира-бхава, в течении одной жизни достигает восприятия (пратьякша) Высшего Абсолюта. Он уже является освобождённым в этом мире и живёт на этой земле для наслаждения. Он есть сын Деви и называется Бхайравой».

Согласно Кубджика-тантре, «поклонение Парамешвари следует совершать только с помощью дивья-бхавы» (кевалам дивья-бхавена путжайет парамешварим).

Среди всех видов садханы дивья является наиболее возвышенной и труднодостижимой: дивьям ча дурлабхам натха. (Нила-тантра 19.1)

Сам Бхагаван Шри-Вишну постоянно пребывает в дивья-бхаве: дивья-бхава-стхито вишнух. (Гандхарва-тантра гл.37)

Дивья есть конечная стадия тантрической садханы, посредством которой садхака становится полным девата-бхавы и достигает осознания Абсолюта в самом себе.

Дивья описывается как воплощение высших духовных качеств. «Дивья-садхака подобен самому Девате (дивьяш ча девата праях). Очистивший свою душу (шуддха-антахкаранах сада), свободный от двойственности и покинувший желания, он одинаково относится ко всем существам и полон смирения». (Маханирвана-тантра 1.55)

Садхака дивья-бхавы, согласно Кубджика-тантре, избегает всякой жестокости и других дурных деяний и одинаково относится к другу и недругу. Он избегает общества неверующих, порицающих Девату. Дивья должен ежедневно совершать омовение, надевать чистую одежду, повторять мантру и совершать поклонение (нитья-снана нитья-данам три-сандхьям ча джапа-арчанам, нирмалам васанам деви паридханам самачарет).

Он постоянно стремится к достижению и удержанию девата-бхавы и сам является Деватой по своей природе.

Согласно предписаниям Каулавали-тантры, садхака дивья-бхавы должен медитировать на образ (мурти) Божества, представляя, что весь мир наполнен светом Иштва-деваты. Установив с ним связь посредством ньясы (особого тантрического ритуала) с помощью различных мантр, он сам становится подобным Божеству.

В Тара-рахасье (3.102) сказано, что «дивья должен трижды в день совершать омовения, ритуал сандхья и поклонение Божеству. Воспринимая других женщин (пара-стри, т.е. других, кроме своей жены) как свою мать и почитая её как сын, постоянно пребывая в саттва-гуне, он должен неуклонно следовать обету целомудрия (брахмачари бхавед дхрувам)».

Сказано также: «Вследствие прикосновения к женщине (йоша-спаршана-матрена) дивья-бхава становится бесполезной» (3.105)

Однако утверждается, что дивья может иметь секс с женщиной, «в указанное для этого время, после достижения сиддхи в период аскетической (тапас) практики». (3.107)

Дивья, согласно этой тантре (3.106), должен также отказаться от употребления рыбы, мяса и вина. Ритуалы с панча-таттвой, в которых используются мясо, рыба, вино и сексуальная связь, дивья (в отличие от виры) выполняет в форме внутреннего поклонения.

По мере своего духовного продвижения садхака проходит несколько последовательных стадий. Куларнава-тантра (2,7-8) указывает семь таких стадий: «Выше всех — веда, выше веда-ачары — вайшнава-ачара, выше неё — шайва-ачара, выше чем шайва — дакшина-ачара, выше неё — вама, выше вама-ачары — сиддханта-ачара, выше неё — каула-ачара, выше каулы не существует ничего (каулат пара-тарам на хи)».

Тантра-рахасья прибавляет к ним ещё две — агхора и йога-ачара, которые следуют после вама-ачары.

Первые четыре ачары относятся к пашу-бхаве, остальные — к вира и дивья.

Практика веда-ачары означает поклонение Девате согласно указаниям Веды, смрити и пуран. На этой стадии садхака выполняет сакама-упасану (поклонение, обусловленное желаниями).

На стадии вайшнава-ачары садхака поклоняется Вишну, посвящая ему все свои действия и созерцая его во всём. (Однако следует различать вайшнава-ачару Шакта-тантры и практику вишнуитских ведических и тантрических школ, которые также имеют различные стадии садханы). Эта ачара, как указывает Каливиласа-тантра, особенно благоприятна для кали-юги. Предписывается «всегда носить бусы из дерева туласи, вишнуитскую тилаку, посещать храм Хари (Вишну), слушать священные писания и совершать совместное воспевание (киртана) божественных качеств Шри-Хари. Сосредоточив ум на мантре Божества, необходимо регулярно выполнять практику мантры, следуя принципам вайшнава-ачары». (7.13-14)

Шайва-ачара, согласно Вишвасара-тантре и Прана-тошини, подобна веда-ачаре, но в отличие от неё исключает ритуальное жертвоприношение животных и предписывает во всех ритуала медитацию на Шиву.

Название дакшина-ачары происходит от слова «дакшкна» (правильный, благоприятный). Ачара, которая приносит удовлетворение предкам и богам , а также благосклонность Дакшина-Кали, называется дакшина-ачарой. Согласно Прана-тошини, она называется дакшина-ачарой оттого, что в древние времена ей следовал мудрец Дакшина-мурти.

Эта ачара есть приготовление к практике виры и дивьи. Дакшина-ачари совершает поклонение Парамешвари. Предложив «виджайя» (бханг), он практикует мантру в ночное время.

«Камала, Бхувана, Бала, а также Дхумвати, почитаемая с помощью практики дакшина-ачары, приносит успех в садхане, в этом нет сомнения».(Шактисангама-тантра)

Название вама-ачары происходит от слова «вама», которое, согласно комментариям к Пашупата-сутрам (Бхашья Каундинья 2.1), означает «лучший». Поэтому ачара, которой следуют лучшие из садхаков, называется «вама-ачара».

«Кали, Тара, Чхиннамаста, Сундари, Вагаламукхи, а также Бхайрави и Матанги всегда почитается в вама-ачаре». (Шактисангама-тантра)

Тара-арнава, цитируемая в Тара-рахасье (3.9), говорит, что «поклонение Таре, совершаемое без вама-ачары, приводит к депрессии и смерти».

Слово «вама» имеет также значение «левый» и означает женщину (уата), участвующую в поклонении, которая находится слева от садхаки.

Вамачари совершает ночное поклонение с панча-макарой, следуя ведическим правилам в дневное время.

Панча-макара означает пять элементов тайного тантрического ритуала, санскритское название которых начинается с буквы «м» (макара): «Мадья (вино), манса (мясо), матсья (рыба), мудра (зерна) и майтхуна (сексуальное наслаждение), — это пять элементов поклонения, предназначенные для удовлетворения Деваты» (Меру-тантра. Куларнава-улласа 5.6). «Вместе с женщиной благочестивый садхака должен совершить поклонение Матери Мира, в котором должны использоваться мадья, манса, матсья, мудра и майтхуна». (Камакхья-тантра)

В традиции Парананда существует две разновидности вамачары: мадхьяма (средняя) и уттама (высшая). Вамачара, в которой используется только мадья, мудра и майтхуна называется уттама. Практика, в которой используется все пять элементов, называется мадхьяма. (Парананда-сутра 3.96-97)

Эти таттвы (элементы), известные как каула-таттвы (или каула-дравья), входят также в практику кулачары.

Йогини-тантра говорит, что «практика с этими пятью таттвами предназначается исключительно для виры и дивьи, но является запрещенной для пашу».

Панча-макара бывает трех видов: пратьякша (натуральная), ану-кальпа (символическая) и дивья (эзотерическая), первый из которых практикуется в вама-ачаре.

Использование этих предметов (дравья) в их натуральном (пратьякша) виде требует особых ритуалов (санскара) очищения и посвящения их Девате (Шакти), таких как ньяса, джапа, шодхана и др., выполняемых в установленном порядке. В Параканда-сутрах (3.73) сказано, что «их необходимо использовать только согласно предписанным для этого правилам (тад видхина грахьям), иначе они становятся ядом Чаньятха гаралам хи тат)».

Маханирвана-тантра (8.16) говорит, что используя эти таттвы в поклонении Махадеви, не очистив их предписанным способом, садхака идет в ад (даттва вай нараки бхавет).

Очищение панча-таттвы расматривается как важная эзотерическая часть тантрического ритуала, поэтому в тантрах Шива говорит Деви: «Очищение этих элементов, указанное мною в Нила-тантре, Ямале и других тантрах: не следует сообщать никому. Открыв его, садхака становится подсоным убивающему Бога». (Гуптасадхана-тантра гл.7)

В практике Шакта-тантры каула-таттвы имеют особое сакральное значение и не должны использоваться для чувственного наслаждения. «Тот, кто отвергая предписания шастр, почитает кула-таттвы для собственного наслаждения, отправляется в ужасный ад». (Парананда-сутра 3.75)

Некоторые злоупотребления, связанные с этой садханой, породили множество различных предубеждений относительно Тантры и, в особенности, Шакты. Однако многочисленные предостережения и предписания, которые содержатся в тантрах, не позволяют использование панча-таттвы вне тантрического ритуала.«Не прошедшие посвящения (адикшита), отвергающие мудры и мантры, без совершения джапы и пуджи, не должны использовать кула-таттвы. Употребляя их таким образом, садхака идет в ад.» (Каулавали-тантра гл.8)

В Куларнава-тантре Шива говорит Деви: «Существует много людей, которые, полагаясь на свое мнение, отвергают традицию духовной преемственности (парампара) и, следуя ложным знаниям, занимаются только подражанием и искажением каула-дхармы.

Если употреблением вина можно достичь сиддхи, тогда все низкие люди, находящие удовлетворение в пьянстве, должны достичь сиддхи. Если поеданием мяса приобретается духовная чистота, тогда все поедатели мяса достигли бы святости. Если сексуальное наслаждение с женщиной приносит освобождение, тогда все живые существа достигли бы его через привязанность к женщине.

О Махадеви, я не порицаю пути Каулы, но осуждаю только тех, кто отвергает предписания ачары» (2.116-120).

Нирвана-тантра (гл. 11) говорит, что панча-таттву следует практиковать как средство духовного освобождения (нирвана-мукти-хетаве). Шива говорит в этой тантре: «Подобно тому, как вода растворяется в воде, в процессе почитания этих (пяти) элементов садхака растворяется в Высшем Духе (лияте параматмани)».

Сиддханта-ачари превосходит предыдущую ачару своим знанием, сущность которого скрыта в различных шастрах. Он открыто практикует ритуалы вама-ачары, совершая внутреннее поклонение (антар-йага) и постоянно созерцая свою вечно чистую (нитья-шуддха) духовную сущность (атма). «Держа чашу, сделанную из человеческого черепа, и нося бусы из рудракши и ожерелье из человеческих костей, он движется по земле подобно самому Бхайраве».

Название каула-ачары происходит от слова «кула». Ачарья Абхи-навагупта в комментарии к Тантра-алоке говорит, что кула — это сама Шакти (кулам хи парама шактих).

В Маханирвана-тантре (7.97-98) говорится: «Душа (джива), материальная природа (пракрити), пространство, время, эфир (акаша), земля, вода, огонь, воздух — всё это называется «кула». Практика с этимим элементами посредством осознания в них Брахмана называется Кула-ачара, приносящая праведность, наслаждение, материальное процветание и освобождение».

Подобно тому, как Тантра является пятой ведой (агамах панчамо ведах), Каула рассматривается как пятая (последняя) стадия (ашрама) духовной жизни традиционного индуизма: каулас ту панчама-ашрамах. (Нируттара -тантра)

Кула-ачара есть вершина духовного знания. Она есть сущность всех религий и источник вечного блаженства. Шива говорит Деви: «Наиболее сокровенная тайна, высочайшая сущность, дарующая вечное счастье, передаваемая непосредственно от учителя к ученику, кула-дхарма есть квинтэссенция, которая извлечена мною из океана Веды и Агамы жезлом духовного знания». (Куларнава-тантра 2.9-11)

«Подобно тому, как реки, прямые или извилистые, впадают в океан, все религии (дхарма) входят в каула-дхарму. Подобно тому, как след слона покрывает следы всех других существ, все учения исчезают в каула-дхарме»(9.12-13).

«Тот, кто следует пути йоги, не стремится к наслаждениям; тот, кто наслаждается, не является йогином. Каула есть сущность йоги и бхоги (наслаждения), поэтому Каула является высшей дхармой». (Махачиначара-крама гл. 4)

«Не существует дхармы выше, чем каула-дхарма, следуя которой достигается познание Брахмана. Говорю тебе истину, удержи ее в своем сердце: не существует дхармы выше каула-дхармы, высшей из всех дхарм. Этот высший путь, скрытый от общества пашу, при наступлении кали-юги будет открытым для всех» (Маханирвана-тантра 4.43-45)

«Без практики кулачары невозможно достижение сиддхи». (Радха-тантра 2.2)

В Кали-тантре (гл.11) говорится: «Человек, который совершает поклонение Кали без кулачары, не достигнет ни райских миров, ни освобождения».

В Йогини-тантре (19.70) Кали говорит Бхайраве: «Тот, кто поклоняется мне с помощью улачары, воистину является моим сыном, в этом нет сомнения». В четвёртой патале (главе) Камакьхья-тантры говорится: «Тот, кто совершив поклонение сад-гуру, выполняет практику кулачары — достигает состояния дивья-бхавы или вира-бхавы». В Маханирвана-тантре (7.102) сказано: «Высшие из садхаков, которые поклоняются Адья-Кали посредством практики кулачары, достигнув удовлетворения (бхога) в этом мире, после смерти достигают освобождения».

«Устраняются все сомнения, уничтожаются все грехи и сжигаются сети кармы посредством практики каула-ачары (14.192).

Среди всех других ачар каула — наиболее эзотерическая. Поэтому тантры предписывают тщательно скрывать её от пашу, подобно тому, как богатство охраняется от воров (Куларнава-тантра 11.82). «Каула-дхарму никогда не следует сообщать тому, кто для неё не пригоден (айогья). Тот, кто нарушает это предписание, навлекает на себя проклятие Деваты» (2.38).

Достижение этой ачары является результатом длительной духовной практики, совершаемой в течение многих прошлых жизней. «Вследствие религиозных заслуг, накопленных в течение многих рождений и практики аскетизма, пожертвований и строгих обетов, сознание садхака, покинувшего все грехи, склоняется к кулачаре (кулачаре матирбхавет). Разум, погружённый в практику кулачары, быстро становится чистым. Тогда возникает спонтанная преданность лотосоподобным стопам Адья-Кали». (Маханирвана-тантра 7.99-100)

«Когда сознание очищено посредством мантр шайва, вайшнава, даурга, ганапа и индра, знание Кулы обнаруживает себя». (Куларнава-тантра 2.30)

Практика кула-ачары не имеет каких-либо социальных и других внешних ограничений. «Все люди, от брахманов до самых низших каст, живущие на этой земле, могут быть подготовлены (адхикари) для практики кулачары». (Маханирвана-тантра 14.184)

В Бриханнила-тантре сказано: «В традициях Вайшнава, Ганапатья, Шайва или Шамбхава, а также в практике йоги и в правилах для санньясы предписывается Каула-дхарма».

Садхака, который следует практике кулачары, называется каулика, каула или кулин.

В Куларнава-тантре (17.26) говорится: «Кула — это угра (род, семья), происходящая от Шакти и Шивы, с помощью которой достигается освобождение. Тот, кто достигает этого знания, называется «каулика»».

«Кула называется Шакти, Шива называется Акула, тот, кто достиг полного слияния с ними (тасьям лино бхавед яс ту), называется «кули»». (Гуптасадхана-тантра гл.2)

Кула-пуджам суниятам
йах кароти са кауликах

«Тот, кто совершает кула-пуджу согласно установленным правилам, называется «каулика» (Куларнава-тантра 10.10)

Согласно Самаячара-тантре, «существует две разновидности кулачары: ардрачара и шушкачара. Ардра-ачара практикуется с панча-таттвой (панча-макара); шушка-ачара выполняется без неё».

Вамакешвара-тантра говорит, что кулачара не должна практиковаться днём (на диваям кулачарах).

Ратрау кула-криям курьяд
дива курьяч ча вайдиким

«Следует практиковать кула-ачару ночью, а днём выполнять ведические предписания». (Нируттара-тантра)

Каула-пуджа совершается в особой чакре (круг посвящённых, собравшихся для поклонения Шакти). Существуют различные виды чакр, такие как Бхайрави-чакра, Таттва-чакра и др.

В чакре предписывается избегать бесполезных разговоров, суеты и многословия. Запрещается делать кастовые различия. Все члены чакры считаются брахманами и являются подобием Божества. Предписывается не допускать к поклонению в чакре злых и порочных людей, атеистов, порицающих каула-шастры и тех, кто делает кастовые различия. (Маханирвана-тантра 8.190-191)

Тантры указывают, что эта наиболее секретная садхана не должна практиковаться открыто и предписывают тщательно скрывать её (хотя Маханирвана-тантра считает, что это нарушает принципы сатьи). Кула-чудамани, цитируемая в Шьяма-рахасье, говорит, что кула-дравья, кула-пуджа, практика кула-видьи, кула-чакра, кула-дхьяна (методы медитации) и другие эзотерические предметы никогда не должны быть открыты для других (сарватха на пракашайет): «Вследствии обнаружения их (непосвящёнными) уничтожаются сиддхи, возникают всевозможные препятствия, уничтожается действие мантр, причиняется насилие и наступает смерть, поэтому их никогда не следует открывать. Если во время кула-пуджи кто-либо приходит туда, следует показать вайшнави-мудру и совершить вишну-ньясу».

В процессе практики кула-пуджи, совершаемой в тантрической чакре, садхака достигает полного единства с Абсолютом в чакре. Гандхарва-тантра (гл.36) говорит, что «если не совершается кула-пуджа, кула-видья отвращается от садхаки».

Отклонение от принципов ачары считается крайне нежелательным. В Куларнава-тантре (11.101) сказано: «Из-за невыполнения предписанных ритуалов, пренебрежения указаниями гуру и нарушения ачары каулика деградирует».

Тара-рахасья (3.14-15) указывает, что каула, который совершает кула-ачару без джапы, хомы и других видов поклонения, не получает истинного удовлетворения (на сантушах) и должен рассматриваться как брашта (падший, отошедший) каула.

В Нируттара-тантре (гл.7) говорится: «Тот, кто следует практике Кула-дхармы, не пройдя церемонии посвящения (абхишека), делает своё поклонение и другие виды садханы подобными чёрной магии (абхичарайя кальпате)».

«Садхака, который следует садхане с каула-таттвами, отвергая предписания Кула-дхармы, отправляется в ужасный ад».

В Махачиначара-краме (гл. 4) сказано: «Если каулика не воспринимает и не способен достичь знания Кулы, его существование презираемо в этом мире.

Для йогинов, достигших знания, духовной чистоты и спокройствия ума, вследствие благоприятной судьбы знание Кулы обнаруживает себя».

Куларнава-тантра (2.34-35) говорит, что «знание Кулы может быть открыто только для того, кто очистил своё сознание, имеет спокойствие ума, выполняет религиозные предписания, служит своему гуру и почитает Божество, следуя тайной садхане. Для того, кто имеет неуклонную преданность гуру, каула-шастрам и кауликам, знание Кулы обнаруживает себя».

Кауламарга-рахасья указывает, что на этой стадии садхака, стремящийся к познанию единого Абсолюта и освобождению, следуя ачаре, полученной через традицию непрерывной преемственности от своего гуру, достигает состояния брахма-ананды.

В этом состоянии он достигает осознания Брахмана. «Тот, кто видит, что всё во вселенной пребывает в Брахмане, и созерцает повсюду Брахмана, должен рассматриваться как истинный каула (сат-каула), освобождённый уже при этой жизни, в этом нет сомнения» (Маханирвана-тантра 10.212). «Для него не существует ни греха, ни благочестия, ни смерти, ни ада, ни счастья, ни страдания, ни болезней, ни страха, ни печали — всё во вселенной наполнено Брахманом». (Мундамала-тантра 6.88-89)

«Ни правил (видхи), ни запретов (нишедха),ни святости, ни греха, ни ада не существует для каулов». (Куларнава-тантра 9.58)

Каула считается прошедшим все виды садханы различных школ и традиций и является адхикари в практике всех мантр: кулинах сарвавидьянам адхикари ити гияте. (Нила-тантра 10-12)

«Садхака, достигший знания Кулы, даже если он рождён чандалой (неприкасаемым), считается выше брахмана».

Каула-гуру выше всех других учителей, поэтому он может быть наставником для всех традиций: «В Шакте гуру должен быть шактой, в традиции Шайва — шайвой, в Вайшнаве — вайшнава, в Сауре — саура, в Ганапатье — ганапатья; каула есть истинный гуру (сад-гуру) для всех традиций». (Маханирвана-тантра)

Каула рассматривается как непосредственное воплощение Деваты и сам является объектом поклонения.

Кулагьешу прасаннешу
калика саннидхир бхавет

«В садхаках, достигших знания Кулы, обнаруживается присутствие Калики». (Кали-тантра 11)

«Человек, который с преданностью следует пути Каула-дхармы, без сомнения есть сам Шива». (Мундамала-тантра 5.47)

В Нила-тантре (21.28) сказано: «Люди, живущие на этой земле, которые находят своё прибежище в Каула-дхарме, должны рассматриваться как формы Шивы или Шакти».

Тантры полны описания величия каулы и его духовного могущества. В десятой главе (104-106) Маханирвана-тантры говорится: «Каулика — это высшая дхарма (каулика парамо дхармах), каулика — высшее божество (пара-девата), он есть высочайшее место паломничества, поэтому каула всегда должен быть почитаем. Тридцать пять миллионов святых мест и все божества, начиная с Брахмы, пребывают в теле каулы. Разве существует что-либо недостижимое почитанием каулы? Страна, в которой находится истинный каула, прошедший полное посвящение, богата, достойна поклонения, полна изобилия и почитается даже богами».

Нитья-тантра (гл. 3) говорит, что каула может проявлять себя в различных формах: иногда как человек, придерживающийся принятых обычаев, иногда пренебрегающий ими, иногда он может быть подобен астральным духам или другим сверхъестественным существам (квачич чхиштах квачид бхраштах квачид бхута-пишачават).

Каула-дхарма не ограничена какой-либо традицией или доктриной, поэтому истинного каулу можно обнаружить среди последователей любой религии:

Антах шакта бахих шайва
сабхаям вайшнава матах
нана-рупа-дхарах каула
вичаранти махи-тале

«Внутри — шакты, снаружи — шайвы, в собрании — вайшнавы; так во многих различных обличиях каулы странствуют по земле». (Кали-виласа-тантра 7.12) 

[Ольшевский А. П.]

(c) http://www.nevadelta.ru/panchama-veda/index.html