Ади Шанкарачарья. Гурваштакам.
Восемь шлок – гимн Учителю

Здоровое, крепкое тело; прекрасная жена; 
И почет, уваженье, богатства не счесть, 
Но коли мысль стопам лотосным гуру не верна — 
Зачем, зачем тогда все это у нас есть? 

Богатство, сыновья, внуки и жена, 
Дом, родственники — достигнуто все это; 
Но коли мысль у стоп гуру не утверждена — 
Считайте, что ваша духовная песенка спета. 

Вот Веды и Агамы выучены наизусть, 
Также постигнуты и прочие науки; 
Но ум, учителя забывший — пуст, 
Тогда нет смысла жить, сплошные муки.


Пусть на родине и за океаном я удачлив буду, 
И нет достойнее меня в хорошем поведеньи; 
Но если гуру лотосные стопы я забуду, 
Зачем, зачем все это, ждет меня забвенье… 


Пусть всей Земли правители кому-то постоянно 
Объединившись, речи хвалебные нараспев поют; 
Но коли мысль того не у стоп гуру, как ни странно — 
Тогда за его душу и черти гроша ломаного не дадут. 


По всему свету слава щедрости и силе моей раздается, 
В награду за достоинства в руках моих все сокровища вселенной, 
Но коль забуду я, как мантра гуру моему поется — 
То жизнь напрасно прожита, ведь все мирское тленно. 

Пусть ум не думает о наслажденьях, йоге и табуне лошадей, 
Даже к возлюбленной и другим сокровищам он не привязан; 
О гуру лотосных стопах он должен помнить до конца дней, — 
Ведь это гуру всем, что имеет, он обязан. 

Мое сознанье не в лесу и не в моём доме, 
И даже не в работе и не в бренном теле; 
Но коль не помню я о гуру, лежу я будто в коме — 
Ученику достойному нет другого дела. 

Тот добродетелен, кто строки эти древние читает,
Ученик иль домохозяин он, аскет или король; 
Желанной цели — освобожденья в Шиве — тот достигает, 
Чья мысль у стоп учителя, иначе же он ноль.

Ади Шанкарачарья. Гурустути.

Введение Шри Раманы Махариши.

Некоторое время Шанкарачарья путешествовал по стране и вёл ученые диспуты с представителями различных школ философской мысли, побеждая их. Так он попал в город Махишмати на севере Индии, где жил Мандана Мишра, выполнявший ведические ритуалы. Шанкарачарья победил его в дебатах, но жена пандита отказалась признать поражение, пока и она не будет побеждена. Поэтому Шанкара убеждал её и победил по всем вопросам, кроме эротических. Тогда он попросил отсрочку на месяц и, оставив своё тело в пещере под присмотром учеников, вошёл в тело только что умершего царя Амарука, чтобы набраться ума-разума в его гареме, в котором были сотни жен. К концу срока, установленного Гуру, ученики стали беспокоиться. Поэтому некоторые из них под видом бродячих певцов проникли во дворец и спели приводимый ниже гимн.

Гимн.

1. ТО есть Истина, которую мудрый осознает как Атман, истинное Я, осадок, остающийся после удаления внимания от внешних объектов – с формой или без (эфир, воздух, огонь, вода и земля), посредством заботливого применения священного текста «Не это, не это». Ты есть ТО!

2. ТО есть Истина, которая, образовав первоэлементы (эфир, воздух и пр.) и вступив в мир, скрылась за пятью оболочками, что обмолачиваются Мудрецом посредством песта различения, так же как зерно очищается обмолотом и отвеиванием мякины. Ты есть ТО!

3. Как дикие лошади укрощаются ударами хлыста и загоном в стойло, точно так непокорные чувства блуждающие среди объектов, Мудрец бичует хлыстом различения, указывающего что объекты нереальны и привязывает верёвкой чистого интеллекта к Атману. Такова Истина. Ты есть ТО!

4. Истина установлена Мудрецом как субстрат, отличный от состояний бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, их собственных видоизменений, которые на самом деле содержатся вместе, подобно цветам на гирлянде. Ты есть ТО!

5. ТО есть Истина, которую Писания определяют как первопричину всего, полностью разъясняя это в таких текстах, как: «Все это есть Пуруша!», «подобное золоту в золотых украшениях» и т. д. Ты есть ТО!

6. Истина убедительно провозглашена Писаниями в таких текстах, как: «Он, который в Солнце, есть и в человеке», «Он, кто сияет в Солнце, сияет и в правом глазу» и т. п. Ты есть ТО!

7. То, что чистые брахманы устремлённо ищут повторением Вед, религиозными жертвоприношениями, серьезным применением с трудом достигнутого ими знания, отречением, есть Истина. Ты есть ТО!

8. ТО есть Истина, которую доблестные достигают поиском, контролем ума, воздержанием, аскёзой и т. п., а также погружением эго в Атман. Осознавшие ТО, они считаются героями, достигшими своей высочайшей цели. ТО есть трансцендентальная Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство), после достижения которой не остаётся больше ничего тревожащего, ибо господствует совершенный Мир. Ты есть ТО!

Услышав (эти стихи), Учитель приказал им (своим ученикам) уйти и, немедленно покинув тело царя, вошёл в свое собственное. Затем он отправился к хозяйке дома (жене Манданы Мишры) и, победив её, сделал их обоих (её с мужем) своими последователями. После этого он продолжил свой путь просветления всего мира.

Оригинальный перевод с санскрита на тамили Шри Раманы Махариши.