Цифры на санскрите и хинди (संस्कृत एवं हिन्दी में संख्या)

0

1

2

3

4

5

शून्य

एक

द्वि

त्रि

चतुर्

पंचन्

šūnya

eka

dvi

tri

catur

pancan

शून्य

एक

दो

तीन

चार

पाँच

šūnya

ek

do

tīn

cār

pā̃c

 

6

7

8

9

10

१०

षष्

सप्तन्

अष्टन्

नवन्

दशन्

ṣaṣ

saptan

aṣṭan

navan

dašan

छह/छः/छै

सात

आठ

नौ

दस

chah/chai

sāt

āṭh

nau

das

Позиционная десятичная система счисления родилась в Индии более 1500 лет назад.

Своим появлением она обязана открытию нуля индийскими математиками. Слово «šūnya», которым они называли нуль, на санскрите буквально означает «пустота» и является не только математическим, но и философским понятием. В Древней Индии существовала радикальная философская концепция «шуньявада», которая признавала единственной абсолютной реальностью лишь бесконечную пустоту.

Числовым выражением этой абсолютной пустоты и стал нуль, впервые в истории науки введённый в обращение индийцами, так как ни древние египтяне, ни шумеры, ни вавилоняне, ни греки, ни римляне, несмотря на свои великие достижения в области точных наук, нуля не знали. В Средние Века нуль был заимствован математиками Аравии и Персии, а от них уже перешёл к европейцам. Кроме нуля, европейцы восприняли и цифры натурального ряда, родиной которых также была Индия.

Для индийской цивилизации, как, впрочем, и для других цивилизаций Древности, была характерна мифология чисел. Числам приписывалось сакральное, магическое значение. Кроме того, распространено было составление традиционных списков значимых предметов или явлений культуры с заданным числом составляющих.

Что касается содержания этих списков, то оно не всегда отличается постоянством. В разных источниках перечисляются разные объекты, входящие в их состав; иногда подвергается корректировке и само их количество. Например, понятие Трёх миров может расшифровываться как совокупность Неба, Земли и промежуточного пространства между ними; а понятие триварга иногда заменяется на чатурваргу: к трём целям человеческой жизни добавляется четвёртая – мокша (освобождение от круговорота рождений и смертей). В Древности, да и в наши дни, хотя этому теперь придаётся несколько меньшее значение, знание этих списков и умение перечислить составляющие их позиции считалось признаком образованного человека.

1 – символизирует начало начал: Брахман
2 – символизирует пары противоположностей: живое и неживое; движущееся и неподвижное
3

– сумма чисел 1+2; символизирует полноту, завершённость, цельность, единство:

 Три мира (triloka): Небо, Земля, Подземный мир;

Три верховных Бога (trimurti): Брахма, Вишну, Шива;

Три цели человеческой жизни (trivarga): артха (богатство), дхарма (благочестие), кама (любовь);

Три гуны (triguṇa): саттва (благость), раджас (страсть), тамас (невежество) (в философии Санкхья);

Три доши (tridoša): вата (воздух), питта (желчь), капха (слизь) (в Аюрведе);

4

Четыре Веды (caturveda): Ригведа, Яджурведа, Самаведа, Атхарваведа

Четыре варны (caturvarṇa): брахманы (священнослужители и учителя), кшатрии (воины и правители), вайшьи (торговцы), шудры (крестьяне и ремесленники)

Четыре ашрамы (caturāšrama): брахмачарья (ученичество), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (уход в лес), санньяса (полное отречение от мира)

5

Пять элементов мирозданья (paňcabhūta): земля, вода, воздух, огонь, эфир

Пять чувств (paňcendriya): зрение, слух, вкус, обоняние, осязание

Пять продуктов, получаемых от коровы (paňcagavya): молоко, сливочное масло, простокваша, топлёное масло, навоз, моча

Пять амрит (paňcāmr̥t): молоко, топлёное масло, простокваша, сахар, мёд

Пять стрел Бога Любви: манго, голубой лотос, жасмин, чампак, шириша

Пять райских деревьев: париджата, харичандана, мандара, сантана, кальпа-врикша

6

Шесть сезонов (ṣaḍr̥tu): васанта (весна), гришма (жаркий сезон), варша (сезон дождей), шарад (осень), хеманта (зима), шишира (прохладный сезон)

Шесть веданг: шикша (фонетика), вьякарана (грамматика), нирукта (этимология), чхандас (метрика), кальпа (ритуал), джйотиш (астрология)

Шесть вкусов: сладкий, солёный, кислый, горький, острый, вяжущий (в Аюрведе)

7

Семь нот в индийской гамме (саргам): са=сараг (до), ре=рекхья (ре), га=гандхар (ми), ма=мадхьям (фа), па=панчам (соль), дха=дхйот (ля), ни=нишад (си)

Семь священных рек: Ганга, Ямуна, Сарасвати, Инд, Нармада, Годавари, Кавери

Семь священных городов (saptapurī): Матхура, Айодхья, Каши/Варанаси, Канчи, Дварка, Уджджайини, Хардвар

Семь риши (saptar̥ṣi): Атри, Маричи, Васиштха, Ангирас, Пулаха, Пуластья, Крату (Созвездие Большой Медведицы)

Семь тантрических Богинь-Матерей (saptamātrikā): Брахмани, Индрани, Махешвари, Вайшнави, Варахи, Каумари, Чамунда

8

Восемь стран света и их хранителей-локапала: Индра (восток), Агни (юго-восток), Яма (юг), Сурья (юго-запад), Варуна (запад), Сома (северо-запад), Кубера (север)

Восемь мирских удовольствий: женщины, наряды, украшения, благовония, цветы, пение, танец, сон на богато украшенном мягком ложе

Восемь добродетелей благородной женщины: красота, ум, супружеское счастье, любовь, преданность, набожность, стойкость, красноречие

9

Девять планет (navagraha): Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера, Сатурн, Раху, Кету

Девять драгоценных камней (navaratna): алмаз, жемчуг, рубин, изумруд, голубой сапфир, кошачий глаз, жёлтый сапфир, коралл, гомеда

Девять рас (navarasa): шрингара (любовь), хасья (смех), вирья (мужество), раудра (гнев), бибхатса (отвращение), бхайанака (страх), каруна (жалость), адбхута (удивление), шанта (покой)

10

Десять аватар Вишну (dašāvatara): 1) рыба, 2) черепаха, 3) вепрь, 4) Нарасинха, 5) Вамана, 6) Парашурама, 7) Рама, 8) Кришна, 9) Баларама/Будда, 10) Кальки

Десять Богинь-Махавидья (dašamahāvidyā): 1) Кали, 2) Тара, 3) Трипурасундари, 4) Бхуванешвари, 5) Чхиннамаста, 6) Бхайрави, 7) Дхумавати, 8) Багаламукхи, 9) Матанги, 10) Камала