Матрика как мантическая система

  Система матрика сильна своими тремя аспектами.
1. Во-первых, это метафизическая система, применяемая в тантризме для медитаций относящихся к разновидности шакта упайа. Медитируя определёнными способами на принципы, образующие мироздание, адепт реализуется как божественность в многообразии её проявлений и универсальности непроявления.
2. Во-вторых, это мантическая система, позволяющая разобраться в причинах возникновения настоящей жизненной ситуации, понимать настоящее и предвидеть будущее.
3. В третьих, это мистико-магическая система, позволяющая составлять мантры и заклятия, направленные на возникновение, укрепление, расцвет, угасание и уничтожение любых процессов и феноменов мироздания.
Сегодня я коснусь матрики как мантической системы, в свете знаний и наставлений, которые мне передал один из моих замечательнейших наставников, Махакал Баба (М. А. Датт).
Точно также, как руны, карты таро и символы системы И Цзин являются символической манифестацией различных принципов и сил вселенной, фонемы матрики являются олицетворением принципов и сил нашего мироздания, описанного тантрическим способом. Адепт, практикующий матрику, посредством специальных медитаций, отождествляется с богиней матрики и обладает качествами богини. В частности, адепт может определять какие факторы привели того или иного человека к его нынешней ситуации, какие факторы этому способствовали, какие факторы удерживают ситуацию в настоящем положении, к чему приведёт человека эта ситуация, какие факторы могут улучшить или ухудшить будущее человека.

Мантическая система матрика имеет две специфические особенности:
1. Раскрытие человеку информации о прошлом, настоящем и будущем как на коренном, сущностном вселенском уровне, так и на бытовом уровне;
2. Предоставление человеку возможности моделировать своё будущее, видя какие силы определяют его настоящее.

Подобно системе таро, состоящей из старших арканов и младших арканов, матрика состоит из старших фонем (гласные) и младших фонем (согласные). Фонемы также делятся на манифестации божественного измерения, манифестации материального измерения, и манифестации транзитного измерения.

При гадании согласно матрике, применяются разные расклады. Некоторые из них похожи на расклады других гадательных систем, таких как руны и таро.
Другие расклады совершенно уникальны, и не встречаются нигде, кроме матрики. Среди таких раскладов, основным является расклад согласно Бхайрава-Кали-Мандале. Он позволяет определить, какие на данный момент силы и каким образом влияют на три сферы сознания человека (буддхи, ахамкара, манас) и пять сфер восприятия (звучание, касание, видение, обоняние, вкус), на физические органы человеческого организма. Помимо этого, данный расклад позволяет определить какие позитивные и негативные силы, и каким образом, действуют на человека в настоящий период времени. Как задобрить каждую из этих сил во имя усиления благоприятного воздействия и во имя нейтрализации негативного, разрушающего воздействия.

На сегодняшний день, я назвал бы мантическую матрику одной из наиболее продвинутых, и одной из наименее известных систем. Я рад сделать эту систему более известной людям, приносящей им пользу как в житейских, бытовых делах, так и в долгосрочном планировании своей судьбы и продвижении в деле обожествления.

На схемах:  один из основных мантических позиционных раскладов фонем матрики:

Почему адепту каула-тантризма необходимо владеть системой матрика.

Вся медитативная метафизика тантризма, особенно каулического тантризма, основана на коде матрики. Чтобы понимать учение и практиковать его — на серьёзном уровне — требуется знание матрики. Без матрики невозможно архивирование информации и энергии в биджи и мантры, невозможно понимание и использование бидж и мантр, невозможно разархивирование бидж и мантр. То есть, без знания матрики очень трудно практиковать как высший тантризм, так и прикладной магический, колдовской тантризм. Помимо этого, матрика применяется в в тантрических кругах качестве мантической системы, служащей для определения настоящего, предсказания и моделирования будущего. Как и для определения особенностей прошлых инкарнаций адепта. В тантризме существует и система малини, отличная от матрики. Однако, она также основана на предварительном знании матрики. Короче, в каула-тантризме без матрики трудно продвинуться далеко. А недалёкий человек едва ли достигнет цели тантрической практики.


 

  

Не знаю белого человека, включая докторов наук, которые владели бы кодом матрика лучше Сиддхешвари М. Джайадхар. Её высочайший уровень понимания матрики признал Марк Дичковски, доктор философии, один из лучших тантрологов планеты.

[А.М. Джайадхар (Бхайравананда)]

 

 

 

Разархивирование пранавы АУМ посредтством каулического кода матрики.

auṃ

Осуществление познания собственной изначальной природы, единой по сути, обнаруживаемой во множестве проявленных форм энергии (шакти), достигает своего завершения благодаря вхождению в сущностную природу аннутары.

Крийа-шакти (энергия осуществления/ завершения/претворения), пройдя разные этапы («ṛ»… «āu») и достигнув полноты своего развития («āu»), что есть полное познание своей природы (ануттара), устанавливается в состояния не-различия («ṃ»).
Фонема «āu» — полное (завершенное) развитие крийа-шакти: одновременное осознание единства с высшим нерасчлененным пустотным сознанием (небытие) и миром множественности проявлений (бытие), заключенном в потенции эмпирического различения.

«āu» называют трезубцем силы, так как здесь представлено состояние полного (завершенного, осуществленного) познания (узнавания). Имеется в виду, что: «знание» любого объекта указывает на крия-шакти; «знание» этого факта – на джняна-шакти; без иччха-шакти никакое знание не возможно. Развитая форма иччха-шакти – это джняна-шакти. Развитая форма джняна-шакти – это крия-шакти.

Таким образом крия-шакти включает как иччха, так и джняна-шакти.

Иччха/ишана («i»/«ī») и унмеша/уната («u»/«ū»), достигнув своего полного развития благодаря вхождению в сущностную природу аннутары, (т.е. достигнув «āu»), отбрасывают вариации этих энергий (шакти) и, поднимаясь до состояния не-различения, погружаются в бинду «ṃ», которая представляет собой цельное неконцептуальное «знание» природы реальности, что есть чистое сознание, то есть они растворяются в ануттаре. (П стр.234)

Когда в абсолютной пустоте пространства изначального сознания (Шива) благодаря динамизму (Шакти) вспыхивает осознание их единства, из подобного слияния (Шивы и Шакти) возникает Махабинду. Это этап растворения внутренней манифестации в ануттара, которое отражает состояние нерасчлененного знания универсума. На этом этапе ануттара-чит, выразив себя в разных аспектах, символизируемых фонемами вплоть до «āu», достигает состояния, когда все ее самовыражения, проявившиеся из «а», сливаются и растворяются в «а». Теперь она, содержащая внутри себя в тождественности с собой все свои самовыражения, уже отличается от прежней «а», которая являлась первым этапом самопроявления. Это отличие, проявляющееся в аспекте знания, отражается в том, что для ее обозначения используют бинду «ṃ», выражающую сущность реальности в аспекте знания. Бинду «ṃ» здесь представляет kalā (аспекты) самовыражения шакти, содержащиеся в тождественности в ануттара. Таким образом «ṃ» — это самое «потенциальное» самовыражение ануттара-чит, из которого следуют дальнейшие эманации на другом уровне.

Разархивирование видьи Махакали.

«hs khphrеṃ» (вариант 1)

Фонема «hа» соответствует таттве Шива-Шакти, относящейся к чистому порядку, соответствующему Пара-вак. Это состояние сознания описывается как «Я есть» и переживается Шива-праматой.
Фонема «hа» выражает этап, когда «ḥ» («:») — парапара-висарга
разворачивается в силу своего изобилия и тут же становиться аспектом «ha» (апара-висарга), т.е. внешней манифестации. Фонема «ha» охватывает сферу Шакти.

Фонема «sа» соответствует следующему этапу, когда Парашакти (Пара-вак), проявляет волю к сотворению мира и становится Пашйанти. Пашьянти – первый шаг творения проявленного универса. Пашьянти является началом майи. Поэтому фонема «sа» символизирует 31 таттву от притхви до майа, пронизывая три сферы: притхви, пракрити, майа. Природа фонемы «sа» – высшее блаженство, вмещающее в себе все множество остальных форм. Все существующее (sаt) представлено фонемой «sа». Фонема «sа» — начало хридайа- сришти -биджи «sаuḥ».

В данном случае однако фонема «sа» трактуется как «переживающий» уровня сакала. Он не может соответствовать уровню чистого порядка, так как здесь за фонемой «sа» не следует трезубец «āu» — представляющий энергии иччха, джяна и крийа, которые выражают сущность «перживающих» чистого порядка.
Далее в пояснениях биджи «khphrеṃ» использовались материалы из книги «The triadik heart of Siva» Paul Eduardo Muller-Ortega. Книгу можно найти здесь: http://ru.scribd.com/doc/104135543/7/The-Heart-as-Man.. (со стр.191)

За фонемой «sа» следует биджа разрушения «khphrеṃ» . Она описывает процесс «поглощения» ограниченного «переживающего», сакала, в состояние высшего «переживающего», неразделенного Абсолютного «Я-сознания».

Сначала сакала, который изначально имеет как «внешнюю» (физическое тело), так и «внутреннюю» (антахкарана) формы, с помощью огня пробуждения (фонема «rа») достигает погружения «внутрь», на уровень ахамкары — ограниченного «я-сознания», которое отражается фонемой «phа» .

Фонема «rа» в соответствии с порядком матрики соответствует таттве видья. Таттва видья является уплотнением гласной «ṛ», отражающей состояние, соответствующее переживанию пустоты в аспекте светоносности (неустойчивое вйома-самаддхи). В этом пустом пространстве, в котором растворяется во время стягивания (самхара) мировой системы четыре состояния: земля, вода, огонь и воздух (в грубой и тонкой форме), слышится слабый звук «r». Биджа «rаṃ» является агни-биджей — семенной биджей огня знания (прамана-теджас).

Фонема «рh» соответствует таттве ахамкара. Ахамкара относится к группе, которая образуется уплотнением гласной «u» — унмеша. Уплотнение унмеши приводит к тому, что она проявляется как основа, предшествующая различению; как то, куда стягиваются во время самхара все объекты, которые познаются. Уплотнение унмеши проходит пять стадий, соответствующим стадиям панчашакти. Таттва ахамкара соответствует стадии джняна-крийа. Этот этап является развитием фонемы «о». Его характеристиками является отождествление, соединение-разделение. Таким образом ахамкара проявляется как связующее звено между эмпирическим и абсолютным сознанием.

Достигнутое состояние развивается в переживание акаши, пустоты, выраженное фонемой «khа». Это переживание пустоты в результате продвижения через триаду энергий, находящихся в йони-бидже «е», достигает уровня Высшего переживающего, бинду «ṃ» и, наконец, поглощается в то, чьей сутью является поглощение.

Фонема «khа» содержит в себе все сферы бытия, так как фонема «а» — ануттара, опускаясь на уровень «hа» — апара-висарга (сфера Шакти, Майа и Пракрити), становится «kа» — приттхви (сфера приттхви), не изменяя при этом своей природе. Фонемы «hа» и «khа» одинаково используются в значении взаимного проникновения (П.стр.137) и соответствуют таттве Шива-Шакти, относящейся к чистому порядку, соответствующему Пара-вак. Этот уровень переживается Шива-праматой, он находится вне сферы времени, разделения т.д. и описывается как «Я есть». Это динамическое созидательное сознание, природа которого нерасчлененность и пустотность. Таким образом слово «khа» — означает «брахман», «чит», «небо», «пустота».
Гласная «е» (а/ā + i/ ī) — йони-биджа, содержит три энергии — иччха, гьяна и крийа. Она является неявной (неотчетливой) силой активности (крийа-шакти). Гласная «е» — короткая. Фонетически чистая гласная, не сочетающаяся с согласной, представляет только Шиву, отдельно от Шакти. Состояние, когда мужской и женский принцип (гласные и согласные) не пребывают в актуальном союзе и нет никакой внешней манифестации или выражения, имеет природу кама-таттвы — воспроизводящей потенции самой по себе. (П стр.297)
«Знание» любого объекта указывает на крия-шакти, «знание» этого факта – на джняна-шакти. Без иччхи (то есть направления внимания) знание не возможно. То есть крия-шакти включает как иччха, так и джняна.

Бинду «ṃ». Иччха — ишана («i», «ī») и унмеша — уната («u», «ū») становятся развитыми благодаря вхождению в сущностную природу аннутары. После этого они отбрасывают вариацию этих энергий и, поднимаясь до состояния не-различения, погружаются в бинду «ṃ», которая выражает осознавание природы реальности, являющейся чистым сознанием. То есть они растворяются в ануттаре. Этот этап отражает состояние нерасчлененного знания универсума. Теперь она (ануттара «а»), содержащая внутри себя в тождественности с собой все свои самовыражения, уже отличается от прежней «а», которая являлась первым этапом самопроявления. Это отличие, проявляющееся в аспекте знания, отражается в том, что для ее обозначения используют бинду «ṃ», выражающую сущность реальности в аспекте знания.
Итак, «khphrеṃ» является биджей разрушения, называемой также Matrsadbhava, Kalakarsini Pindanatha или Pancapindanatha.

Согласно изложенному здесь порядку, прокомментированному Джайаратхой, биджа разрушения должна была бы звучать иначе, как «rphkhеṃ». Однако, обычно используется именно указанный выше порядок, согласно которому способ написания этой биджи включает в себя комбинацию вторых снизу в своих группах фонем «kh», «ph» и «r», к которым затем добавляются йони-биджа «е» и бинду «ṃ». В результате получается биджа «khphrеṃ».


«hs khphrеṃ» (вариант 2)

Для пояснения, которое больше похоже на практическое руководство, использовался текст «Chidakash geetha greatness of the Soul», Sri Nityanandaп. (п. 120). Текст можно найти здесь: http://www.internetyoga.com/chidakasha/index.htm

«hs» — «лебедь», «hаṃsа». Символизирует соединение вдоха и выдоха, промежуточное положение равновесия, вводящее в состояние пустоты, пространства между вдохом и выдохом.

«hаṃ» — символическое слово, обозначающее вдох, «sаḥ» — символическое слово, обозначающее выдох. Хотя существует и противоположная трактовка этих слов, но в «Vijnana Bhairava» находим: «Air is exhaled with the sound «sа» and inhaled with the sound «hаṃ». Then reciting of the mantra «hаṃsа» is continuous». Здравый смысл и логика также подтверждают эту трактовку.

Фонема «khа» выражает состояние, соответствующее переживанию пустоты, пространства. К этому состоянию приводят уравновешенные вдох и выдох, так как оно обнаруживается между ними и их порождает.

Остановка (задержка) дыхания – кумбхака. Кумбхака – это то состояние, которое породило всех эмпирических переживающих. Совершая естественную джапу (вдох-выдох), находясь в состоянии «сна» от желаний, привязанностей и т.д. и постоянно поддерживая тонкую (ментальную) бхакти, нужно «привнести» переживание пустотности на уровень ахамкара, выраженной фонемой «рhа».

С помощью этой джапы (дыхания) нужно зажечь «огонь знания», выраженный таттвой Видья — фонема «rа».
С помощью этого огня нужно очистить все тонкие каналы, все состояния сознания, все различия. Божественное сознане «пропитывает» универсум в форме тонких энергий — гласная «е».
«Творение», как и другие феномены, появляются в результате заблуждени ума (манаса), и являются чистой воды ментальными производными.

Как только достигается состояние неразличающего пустотного абсолютного сознания, выраженное фонемой «ṃ», любое «творение» и т.д. исчезает.

Разархивирование Бхайрава биджи.

«hūṃ»

Анализ:
Фонема «hа» соответствует этапу, когда «ḥ» («:») — парапара-висарга
или висарга- kalā — разворачивается в силу своего изобилия и тут же
становится аспектом «ha» (апара-висарга, анава-висарга), т.е. внешней манифестации.

Фонема «hа» соответствует таттве Шива-Шакти, относящейся к чистому порядку, соответствующему Пара-вак. Это состояние сознания переживается Шива-праматой, оно находится вне сферы времени, разделения т.д. и описывается как «Я есть».
Обретение состояния «ha» приводит к существованию структуры бесчисленных категорий, символизируемых фонемами «k» и т.д. Это вторая по счету варна в своей группе, где преобладает аспект наслаждения своей самодостаточностью. Это динамическое созидательное сознание, природа которого нерасчлененность. В сфере различения она (пара-вак) проявлена как Пракрити (равновесие всех гун). Динамичность отражается при дальнейшем разворачивании как джнянендрия осязания, принцип осязания (спарша), махабхута воздух и орган (кармендрия) действия.
«ū» — джняна-шакти. В аспекте джняны («ū») Шива-Шакти-таттва (в Трике она выражается фонемой «hа»), являющаяся энергией Шивы — это принцип отрицания. Шакти здесь отрицает «это» или объективную сторону переживаний в Шиве. Состояние, когда объективность отрицается, называется пустота. Под воздействием Шакти-таттвы в Шива-таттве «это» уходит и остается только «я»-сторона переживания, то есть перживается неразделенности и единства.

Бинду «ṃ» соответствует этапу растворения внутренней манифестации в ануттара, которое отражает состояние нерасчлененного знания универсума. На этом этапе ануттара-чит «а», выразив себя в разных аспектах, символизируемых фонемами вплоть до «āu», достигает состояния, когда все ее самовыражения, проявившиеся из «а», сливаются и растворяются в «а». Теперь она, содержащая внутри себя в тождественности с собой все свои самовыражения, уже отличается от прежней «а», которая являлась первым этапом самопроявления. Это отличие, проявляющееся в аспекте знания («u»), отражается в том, что для ее обозначения используют бинду «ṃ», выражающую сущность реальности в аспекте знания.

Трактовка «hūṃ» :

Паравак («hа») познавая («ū») свою нерасчлененную природу, во всех аспектах своей же манифестации («сливаясь» с «u», «ḷ», «ṛ», «i», «а», т.е. проявляясь как воздух, осязание и т.д.), устанавливается в состоянии неразличия , выражаемом бинду «ṃ», которая представляет собой осознавание природы реальности, которая является чистым сознанием.

Трактовка фонем "а" и "А" согласно каулическому коду матрика.

(1) гласная «а»

Изначальный познающий субъект — определяют термином ануттара-чит и отображают с помощью гласной «а».
Термин ануттара является очень насыщенным и многоплановым. Абхинавагупта, ученый, мистик и философ КШ, в одном из своих трудов привел шестнадцать способов, объясняющих смысл этой концепции с разных точек зрения. В частности, смысл ануттара-чит можно условно передать как трансцедентное, высшее, непревзойденное, всеобъемлющее, вне времени, пространства и причинности, неизменное абсолютное сознание, потенциал и источник любого феноменального проявления.

(2) гласная «ā» (аа)

Базовую изначальную активность абсолютного сознания (его динамическую составляющую, энергию самоосознавания) в традиции определяют как ананда и отображают с помощью гласной «ā» (аа).

Термин ананда, имеющий множество смыслов и оттенков, условно можно перевести как блаженство самодостаточности. Здесь под блаженством подразумевается не обыденное удовольствие, но нечто наподобие «трепета наполненности» динамической вибрацией появления-исчезновения «я — сознания», совершенного в самом себе и самодостаточного. Аспект самодостаточности, динамического равновесия, хорошо отражен при написании этой гласной в виде «аа», подчеркивая таким образом, что изначальный субъект «а» осознает себя посредством своего освещения себя же «а», то есть он полон сам в себе.

Энергия самоосознавания «ā» (аа) будучи абсолютно неограниченной, свободной (ничем не обусловленной, не имеющей причин, проистекающей спонтанно) и единой (не имеющей различных аспектов), в то же время содержит в себе все возможные различия, воспринимаемые эмпирическим субъектом как множественность объектов и способов познания.

ПРИМ:«Я-сознавание» изначального субъекта является непосредственным целостным недвойственным свидетельствованием само-бытия. Для знания своей бытийности изначальный субъект не нуждается в объектах; сам он также не становится своим собственным объектом, то есть он познает себя субъективно. Обычный субъектно-объектный способ познания заключается в направлении вектора осознавания на объект, его определении и постижении, «схватывании». Способом же субъективного познания является самоосвещение. Подобно тому, как свет не делает себя своим объектом, однако высвечивает, освещает себя непосредственно, так и изначальный субъект знает себя непосредственно субъективно.

Очень специфическим термином для обозначения динамической пульсации возникновения-исчезновения «я-сознания» является санскритский термин спанда. Спанда – это двойное движение Чистого Сознания, направленное вовне и внутрь одновременно. Как правило, для обозначения спанды используют слово "вибрация" как наиболее близко передающее смысл данного феномена. Правда, в отличие от вибрации в обычном понимании, «внутреннее» и «внешнее» движение спанды не относится к какому-то определенному перемещению в пространстве либо времени. Можно сказать, что это своего рода «неподвижное движение», подобное возникновению волнения или беспокойства.

Трактовка фонем "и" и "И" согласно каулическому коду матрика.

(3) гласная «i»

Динамизм (развитие действия, активное проистечение процесса) базируется на принципе изменения. При этом, осуществление любого изменения (движения, действия) невозможно без первичного импульса (в виде намерения, желания, воли), актуализирующего потенциал данного осуществления.

Первичный импульс спанды обозначают термином «иччха», и отображают гласной «i». Термин иччха не имеет прямых аналогов в европейских языках; ближе всего по смыслу корень «иччх» можно определить как докогнитивный импульс.

Рассматриваемый в аспекте устремленности «вовне», первичный импульс спанды (иччха) выводит «семя творения» — парабинду (абсолютное изначальное тождество Шива/Шакти) из состояния равновесия, «разрывая» единство двух принципов (Шива и Шакти), в момент «разрыва» условно обозначаемых как «расталкивающий и расталкиваемое», являясь прообразами причины и следствия.

Пояснение:

Здесь может возникнуть вопрос уместности употребления терминов воля или желание для описания данного аспекта изначального «я – сознания», так как с точки в повседневности желание чего-либо либо волевая устремленность к чему-либо обычно имеют причину для возникновения; иными словами они основываются на неудовлетворенности. В нашем же случае мы говорили о самодостаточности и совершенной удовлетворенности.

Если рассмотреть подробнее, то можно заметить, что повседневности термин «желание» имеет несколько другой оттенок, чем термин «воля, волеизъявление». Так желание чего-либо (еды, сна и т.д.) как правило появляется спонтанно, помимо воли индивидуума, и является обусловленным необходимостью (голод, усталость и т.д.). Что касается волеизъявления, то оно чаще всего представляет собой сознательное усилие, направленное на достижение чего-либо, то есть лишено спонтанности.

Иногда происходит совпадение, когда спонтанно появившееся желание к чему-либо одновременно является осознанным волеизъявлением. Например, в случае музыканта, переполненного счастьем и проявляющего свое состояние блаженства с помощью музыкальной импровизации. Или ребенка, который не испытывая недостатка ни в чем, выражает переполняющую его радостную активность в игре.

В этих примерах возникновение желания (воли) не обусловлено неудовлетворенностью, проистекающей от недостатка либо потребности любого рода; то есть здесь отсутствует как мотивация «избегания» (голода, неприятной ситуации), так и мотивация «достижения» (социального статуса, признания своих достоинств). Возникшее желание (воля) здесь проистекает от избытка блаженства в состоянии полной удовлетворенности и имеет игровую природу.
Таким образом кажущееся противоречие в употреблении терминов снимается, то есть такие качества как необусловленность и самодостаточность не противоречат возможности появления какого-либо желания, волеизъявления.

Итак, употребление термина «иччха», который на санскрите используется как для обозначения «желания», так и для обозначения «воли», подчеркивает, что для изначального субъекта намеренное волеизъявление одновременно является спонтанным желанием, то есть понятия желание и волеизъявление совпадают.

(4) гласная «ī» (ii)

Актуализацией потенциала (силы, способности, воли) к динамике, изменению, движению является динамизм как таковой, как принцип изменения, движения. В этом смысле его можно описать как импульс, напряжение, предрасположенность, энергия намерения (воли, желания), не имеющая конкретной направленности.

Символически подобное состояние можно сравнить с набуханием семечка, являющимся первым шагом в возникновении дерева. Набухая, семечко становится «предрасположенным» проявиться в форме дерева, само же дерево существует в этом состоянии чисто потенциально. Однако в отличие от семени, которое не может, например, отказаться развиться в дерево, если все условия для его развития обеспечены, абсолютный субъект свободен проявляться либо не проявляться.

Абсолютное сознание в аспекте динамизма, представляющего собой движение, изменение как принцип, называют ишана (владычество) и обозначают гласной «ī» (ii). Написание в виде «ii» подчеркивает аспект неразделенности и самодостаточности: единый нерасчлененный субъект (i) силой своего желания (i) производит изменения в себе самом.

Употребление термина «владычество» подчеркивает то, что на данном этапе возникшее напряжение, импульс, желание изменения (из небытия в бытие или наоборот) еще не получили конкретной направленности, то есть изначальный субъект здесь связывает собой бытие и небытие. Таким образом, он не ограничен ни бытием, ни небытием, а значит, превосходит их, «владеет» ими.

На этом этапе становиться очевидным, что возникший импульс, активная предрасположенность к изменению, энергия воли (желания), может развиваться в двух направлениях – «наружу», то есть в сторону проявленности, бытия, и «внутрь», то есть в сторону непроявленности, небытия.

Под движением «наружу» понимается фаза возникновения «я-сознания». Это фаза творения, которая в своем развитии на следующих этапах приводит к созданию феноменального мира (мира познаваемых объектов).
Под движением «внутрь» понимается фаза исчезновения «я-сознания». В технической терминологии КШ эта фаза называется пралаей, или поглощением, растворением всех форм имманентного миропроявления пустотой, Абсолютным Сознанием, покоящимся в самом себе.

Важно отметить, что обе эти фазы приводят к «отрицанию» трансцедентности изначального познающего субъекта, так как в обоих случаях происходит разделение (различение) сферы бытия и сферы небытия; то есть цельное восприятие сменяется фрагментарным, что является началом объективизации. Таким образом энергия воли (желания), единая с абсолютным сознанием, а значит, являющаяся источником всех возможных последующих эманаций различных аспектов единой энергии, является также и их причиной.

Дальнейшее развитие возникшей напряженности (энергии желания) не имеющей конкретной направленности, предполагает наличие определяющей способности, то есть способности определять вектор направления активности сознания (здесь: направленность «внутрь» либо «наружу»). В случае эмпирического субъекта направить активность сознания — значит обратить внимание.

Спиноза справедливо отмечал когда-то, что «любое определение есть отрицание», ибо определяя нечто, мы тем самым отрицаем все, чем это «нечто» не является. Таким образом ясно, что направление активности сознания в любом из направлений (внутрь либо наружу) является отрицанием другого направления, фрагментацией цельного восприятия. По сути это — отрицание трансцедентности изначального познающего субъекта, ведущей к проявлению имманентности (проявлению мира познаваемых объектов).

Иначе говоря, определение направления активности сознания, то есть фрагментация изначально цельного восприятия, в дальнейшем ведет к изменению способа познания. Субъективный способ познания (непосредственное неразделенное самоосознавание) сменяется субъектно-объектным способом познания, базирующемся на принципе разделения. Способность определять (выделять, разделять) является базовой для возможности существования субъектно-объектного познания и ведет в дальнейшем к появлению мира познаваемых объектов.

Понятно, что принцип различения (разделения) содержит в себе в неявной форме и принцип тождества. Грань, разделяющая один феномен от другого, соприкасаясь и с тем, и с другим (то есть являясь общей, тождественной и тому, и другому), тем самым объединяет, «связывает», «удерживает» их вместе. Тот, кто постигает симптоматику различий, постигает корень, от которого эти различия проистекают.
Таким образом, на следующих двух этапах изначальное «я — сознания» рассматривается в аспекте знания, то есть с точки зрения способности познавать и процесса познания.

Шива таттва и Шакти таттва в контексте матрики.

Хотя на уровне Пара-вак, которому соответсвуют таттвы Шива-Шакти не происходит внешней манифестации, тем не менее они имеют свое фонетическое отображение, позволяющее оперировать ими как концепциями. Что касается внутренней манифестации, она отражена 16 гласными.

Шива-таттва выражается кута-биджей — фонема «kṣa»

Фонема «kṣa» содержит в себе все фонемы Дэванагари, являясь комбинацией «k», «ṣ» и «a», и обозначает единство Шивы и Шакти. Это – кута-биджа, которая возникает из комбинации букв халанта «k», «ṣ». Фонема «а», опускаясь на уровень «hа», становится «kа» (то есть, максимальное выражение уплотнения «а» являются махабхуты вплоть до «земли». )

Шакти-таттва выражается апара-висаргой — фонема «hа»

Соответствует этапу, когда «ḥ» («:») — парапара-висарга или висарга- kalā — разворачивается в силу своего изобилия и тут же становится аспектом «ha» (апара-висарга, анава-висарга), т.е. внешней манифестации. Обретение состояния «ha» приводит к существованию структуры бесчисленных категорий, символизируемых фонемами «k» и т.д.

В аспекте джняны Шакти-таттва, являющаяся энергией Шивы — это принцип отрицания. Шакти здесь отрицает «это» или объективную сторону переживаний в Шиве. Состояние, когда объективность отрицается, называется пустота. Под воздействием Шакти-таттвы в Шива-таттве «это» уходит и остается только «я»-сторона переживания, то есть перживается неразделенности и единства. Фонема «ha», отражая аспект пустоты как отсутствия объектов, является акаша-биджей.

[Сиддхешвари Махакали Джайадхар]