История о Бхавани даси

Жила была одна матаджи, которую звали Бхаванидаси. Она очень любила Господа Шиву. Каждый день она выделяла время для того чтобы декламировать гимны, посвященные дорогому Господу. У неё был аккуратный алтарь с прекрасным мурти Шивы и перед Ним всегда горела лампадка. Иногда она постилась, читала джапу и мантры. Также она с любовью читала Линга Аштакам, Панчакшара Стотру, Шри Рудрам, Шива Аштакам и другие гимны, посвященные Махадэву.
Бхаванидаси с такой любовью делала арати, совершала абхишекам и пуджу, что некоторые дэваты приходили к ней, чтобы втайне присутствовать во время ритуалов, которые она проводила у себя дома.
Несмотря на свою любовь к Богу, она по-прежнему чувствовала некоторую отчуждённость от Господа и её сердце жаждало большей милости. И иногда, в перерывах между мыслями о Господе Шиве, Бхаванидаси мечтала о том, чтобы повстречать в своей жизни Гуру, который вёл бы её самым прямым и наилучшим путём к Возлюбленному Шанкаре и помог ей достичь Освобождения.

Один из дэват, который приходил к Бхаванидаси, был ганом (служителем) Господа Шивы, и во время одной из пудж, проводимых этой девушкой, как-то подумал:
"О, эта матаджи так любит Господа Шиву, но Господь ни разу не пришёл к ней. Возможно Он не знает о ней. Я должен Ему рассказать об этой великолепной преданной шайви!".
Подумав так, дэвата перенёсся на Сиддхалоку, где в этом время отдыхал Махадэв.
— О, возлюбленный Махешвара! Я приветствую Тебя и с преданностью склоняюсь перед Тобой! Позволь мне обратиться к Тебе с новостью… — сказал ган и простёрся перед лотосными стопами Господа. Но не успел он сказать и слова, как Шива сурово взглянул на него и сказал:
— Неужели ты действительно считаешь, что Я пребываю в неведении, скажи мне?
Дэвата недоуменно взглянул на Господа.
— Прости, Махадэв, я не хотел ничем обидеть Тебя! — сказал ган и молитвенно сложил ладони.
— Кто как не Я наполняю её покоем? Кто как не Я одариваю её сердце беспричинной радостью? Кто как не Я забочусь о ней каждый день её жизни? Прежде чем ты пришёл к ней Я был рядом с ней. Прежде чем она полюбила Меня, я полюбил её. Прежде чем она была рождена, Я был с ней. Ты всё ещё считаешь, что Я ничего не знаю о ней?
— О, как я глуп. Я недостоин быть Твоим слугой, Махадэв! Как я мог предположить, что Ты — Разрушитель Неведения — пребываешь в неведении относительного чего-либо в этой Вселенной.
— Не кори себя. Так случается, мой дорогой. Тобой двигало благое намерение, а это самое важное. Скажи Мне, когда ты был рядом с ней о чём она думала?
— Она думала о Тебе, о постижении Атмана, об избавлении от страданий, о своём прошлом.
— Это всё? — спросил Шива, игриво улыбнувшись.
— Я вспомнил, Махадэв! — радостно воскликнул ган. — В её сердце живёт тайное желание повстречать истинного Гуру во плоти, с которым она могла бы общаться, вести беседы о Дхарме, от которого она бы получила неизмеримую духовную пользу и вдохновение и которому могла бы служить как самому Богу.
— Да, именно об этом она размышляет… — подтвердил Шива.
— Скажи, Махадэв, в каких случаях человек может повстречать Гуру во плоти?
— Когда человек достоин и когда он нуждается в этом — Гуру словно случайным образом встречается на пути такого человека.
— Кто этот Гуру, Махадэв?
— Это тот, кто в течении многих жизней, был рядом с таким человеком. Они кармически связаны. Гуру и ученик похожи во многом. Они подобны родственникам или старым друзьям — такое чувство возникает, когда ученик смотрит на учителя и когда учитель смотрит на своего ученика. Но это внешняя часть встречи.
— Какова же внутренняя часть?
— Гуру — это Я сам. Я прихожу к тому, кто не чувствует Мою внетелесную и безымянную сущность и жаждет полюбить Меня в проявленной форме. Я прихожу к такому человеку и обучаю его, даруя Свой даршан, пока в этом человеке не просыпается способность к самоузнаванию, пока в конечном итоге такой человек не пробуждается к истинной джняне, в которой нет двойственности.
Шива продолжил:
— Иногда Я прихожу в образе человека, полубога или сиддха, иногда в образе горы или древнего дерева. Я даю человеку дикшу и веду его как отец ведёт за руку своего ребёнка. Когда ребенок взрослеет, Я учу его более искусными методами, играя на его эмоциях, привязанностях, страхах, надеждах, желаниях, смыслах, словно небесный музыкант на струнном инструменте его души. Всё это Я совершаю ради его блага, ради зарождения в нём отрешенности и ясности, разрушающей невежество.
Человек постоянно возвращается в прошлое и строит планы на будущее. Я прихожу, чтобы научить его жить сегодняшним днём полностью полагаясь на Мою Милость. Человек не доверяет Мне, считая себя ответственным за всё, поэтому он несёт на себе тяжелый груз кармы и пожинает плоды своих деяний. Воистину, если бы человек всецело положился на Меня, сдавшись Мне, то Я сам бы взял на Себя его ношу! Такому человеку, не пришлось бы даже дышать, поскольку Я сам бы дышал вместо него. Человек лишает себя свободы, которую Я безвозмездно дарую ему. Эта свобода принадлежит ему по праву жизни. Ему не нужно искать её в небесных обителях, на краю Вселенной или в святых местах. Ему нет необходимости покупать её или зарабатывать тяжким трудом, изнуряя себя тяжелой садханой. Ведь свобода не является результатом деяний или страданий…
Разве цветку нужно совершать суровую аскезу или паломничество ради солнечного света и освежающего дождя? Разве живому существу нужно совершать специальный ритуал, чтобы дышать? Всё это дано по праву жизни. Обо всём этом забочусь Я сам.
Пусть же и человек полностью доверится Мне и Я понесу его на своих руках через бурную реку жизни.

Шива замолчал и, закрыв глаза, через несколько мгновений начал проникновенно с большой нежностью говорить своим глубоким сладчайшим голосом:
"Я — твой Гуру, освещающий путь, Я — внутренняя свобода, Я — твоя радость и покой. Я — каждый человек на твоём пути, Я — каждая ситуация возникающая в твоей жизни. Я с тобой когда ты бодрствуешь, Я с тобой когда ты спишь. Я с тобой, когда ты в невежестве и Я с тобой когда ты в благости. Я с тобой, когда ты делаешь глупости и Я с тобой, когда ты творишь добро. Я с тобой, когда ты плачешь и Я с тобой когда ты смеёшься. Я с тобой, когда ты помнишь обо Мне и Я с тобой, когда ты забываешь Меня. Я с Тобой, когда ты любишь Меня и Я с тобой, когда ты ненавидишь Меня. Твои друзья приходят и уходят, а Я остаюсь. Твой возлюбленный может оставить тебя, но Я никогда так не поступлю с тобой. Твоя молодость однажды покинет тебя, но, знай, Я не оставлю тебя. Твоя жизнь однажды уйдёт от тебя, но Я не уйду от тебя…
Почему же ты не видишь Меня? Ведь Я каждый день с тобой!.. Почему полностью не доверяешь Мне? Разве Я — вор? Или, быть может, обманщик? Или Я требую с тебя награду? Воистину, Я ничего не прошу у тебя, кроме твоей любви. Ни о чем не беспокойся. Я обещаю заботиться о тебе всегда. Просто положись на Меня, моя дорогая… Доверься Мне прямо сейчас и никакое зло не коснётся тебя! Ведь там, где Я, — иллюзиям нет места!.."

Бхаванидаси вышла из медитации. По её щекам текли слёзы, а в голове всё ещё звучал сладчайший голос Господа Шивы, эхом отдающийся в душе: "Доверься Мне…Положись на Меня, Бхавани…"

Гуру и ученик

Однажды один гуру заставил одного из своих учеников надеть набедренную повязку и идти в мир. То, что на юноше была набедренная повязка, символизировало его принадлежность к нищим, принявшим обет безбрачия. Все шло хорошо до тех пор, пока однажды, его набедренную повязку, которую он повесил сушиться после стирки, не изгрызла мышь. Юноша подумал: "Так дело не пойдет. Мне нужен кот". Он нашел себе кота, который стал стеречь его набедренную повязку от мышей. Но кота нужно кормить, и ему пришлось достать корову, которая давала молоко. Но кто будет ухаживать за коровой? Пришлось нанять пастуха, который косил траву и кормил корову. А чем платить пастуху? И хозяин, чтобы было чем платить пастуху, арендовал участок земли и начал заниматься земледелием. Фермерское хозяйство, в свою очередь, требует работников и, кроме того, юноше пришлось жить неподалеку от фермы, чтобы надзирать за работой. Так был построен дом. Кому же присматривать за домом? Нужна жена. И вот юноша женится и выбрасывает свою старую набедренную повязку, из-за которой вся эта кутерьма и началась.

Когда через некоторое время явился гуру, чтобы посмотреть какие успехи делает его ученик, он был ошеломлен, увидев большую ферму и обработанные поля на том месте, где он ожидал обнаружить джунгли. У ворот дома стоял стражник, который поинтересовался у гуру, что ему здесь нужно. Учитель спросил, где бы он мог найти своего ученика. "О, сахиб сейчас в доме", — ответил стражник. "Ну и ну, мой мальчик, — подумал про себя гуру, — значит, ты стал великим человеком, сахибом", — и вошел в дом, чтобы повидать юношу. После принятых в таком случае приветствий он сказал ученику: "Посмотри, как ты опять запутался в мирском. Но не переживай, я спасу тебя. Забудь обо всем этом и возвращайся со мной в Джунгли".

Однако юноша ответил: "О нет, махарадж, здесь мне больше нравится. Я останусь".

Гуру ничего больше не сказал, лишь отошел на некоторое расстояние и начал медитировать. Прошло немного времени, и настроение ученика полностью изменилось. Он понял, какую клетку для себя построил, бросил все и вернулся к своему гуру. Вот какого учителя нужно иметь: такого, который, раз приняв вас в качестве своего ученика, никогда не покинет, что бы ни случилось. Связь между гуру и учеником намного крепче любых других связей, поэтому учителя следует чтить даже выше Бога.

Вы знаете, что люди приходят ко мне по разным причинам. В основном же они приходят из-за того, что несчастны. У большинства из них беды имеют мирской характер, и их удовлетворяет мирское счастье, поэтому с большинством людей я не говорю о духовности. Большую часть людей просто не интересуют переживания, выходящие за рамки еды, сна и секса, что бы они там сами ни говорили. Мне очень жаль, но это так. А те немногие, которые стремятся в жизни к большему, в основном желают того счастья, которое им может дать мир: славы, денег, имущества, детей и т.д. Очень, очень мало кто из людей действительно интересуется духовностью.

Так и должно быть. Если бы каждый человек стал высоко духовным и потерял интерес к миру, все наше общество развалилось бы. Так что йога, которая учит уединяться в джунглях, предназначена далеко не для каждого. Поэтому мне трудно найти достаточно крепкие выражения, чтобы выразить свое отношение к так называемым йогам, свами и святым, которых Индия экспортирует на Запад для обучения духовному. Йога — это не система физических упражнений, запомните это раз и навсегда. Йога предназначена для того, чтобы сделать каждый дом счастливым. Когда каждый член семьи делает все, что в его силах для объединения семьи и ее успеха — это настоящая йога. И я имею в виду не обязательно ту семью, в которой вы родились или которую завели, женившись. С кем бы вы ни жили рядом — это ваша семья. Как говорят на санскрите: "васу-дэва кутумбам" — мы все члены семьи Господа.

Так что когда люди приходят ко мне за наставлениями, я не советую им выполнять какие-то упражнения, или платить священникам за проведение каких-то ритуалов от их имени, или отправляться в паломничество, или что-то еще в этом роде. Я советую им для начала очистить свою личную жизнь. Большинству людей не суждено стать поистине духовными в этой жизни, и пытаться принуждать их к этому бесполезно, от этого они станут лишь еще более несчастными. Людям, которые являются материалистами до мозга костей, я всегда говорю: "Тем, кто верит в Бога, не нужны доказательства Его существования; тем же, кто в Бога не верит, никакие доказательства не помогут". Если гуру видит, что его ученики частично склонны к материальному и частично — к духовному, он постарается сделать так, чтобы они женились и жили в довольстве, выполняя при этом какие-то простые духовные практики. Это будет основой их продвижения в будущих жизнях. Те же, кому духовное развитие предначертано судьбой, кто уже достаточно подготовлены за время прошлых жизней, получают обучение по полной программе.

Помните, что гуру не нуждается в своем физическом теле для того, чтобы направлять вас. Он может использовать других учителей или же может действовать непосредственно через Природу. В первый год своей жизни я питался молоком матери; следующие пять лет я не ел ничего, кроме коровьего молока. Следующие восемь лет я питался одним турецким горошком, мне хватало трех горстей в день. Я замачивал горошек на ночь в воде и затем съедал по одной горсти утром, днем и вечером. Никто не учил меня этому, просто это казалось мне правильным. Затем в течение трех с половиной лет я не ел ничего, кроме зеленого перца. Когда я наконец стал питаться тем, что люди назвали бы нормальной пищей, я начал с приема одних сырых овощей, так как мне хотелось чего-то такого, что можно было бы кусать и жевать. Вы знаете, что животные всегда предпочитают сырую пищу. В течение двадцати трех лет я ни разу не пробовал соли, мне просто не хотелось.

Однажды, еще в детстве, когда я находился наедине с самим собой и ничем особым не был занят, внезапно, как гром среди ясного неба, я услышал мантру. Мне она понравилась, и я начал повторять ее. Никто не говорил мне этого делать, но мне было так хорошо от нее, что вскоре я повторял ее почти постоянно. Видите, как действует Природа?

Когда я учился на первом курсе колледжа, мы с сокурсниками отправились в Бенарес. Там я познакомился с двумя святыми. Одним из них был Бхаскарананда Сарасвати, садху, который предсказал Леди Виллингдон, что она станет супругой вице-короля Индии. Когда это действительно случилось, он был удостоен торжественного приема, который благодарная дама устроила в его честь. Вы только представьте — нагой аскет шествует перед строем почетного караула, обнажившего сабли!

[Агхори Вималананда]

Сарвананда и Пурнананда

Во всем мире было только два человека, которые попросили Ма, явившуюся к ним, о сарвавидье, знании о каждом из аспектов Шак-ти. Одним из них был Сарвананда Тхакур из Бенгала. О другом я не могу ничего рассказать вам. Сарвананда был брамином, сыном придворного астролога, служившего у царя Трипуры. Астролог смог добиться рождения сына только после долгих лет суровой практики, посвященной Шиве, и мальчик действительно был похож на воплощение Шивы, хотя он и не сразу понял это.

Однажды, когда Сарвананда был еще маленьким мальчиком, отец взял его с собой во дворец, чтобы показать царю, в надежде, что тот проявит щедрость, увидев столь быстрое развитие ребенка. В это время во дворце как раз заседали придворные астрологи, ведя споры насчет того, какой это был лунный день. В действительности было новолуние, но когда спросили мнение Сарвананды, тот ответил, что было полнолуние. Это заявление вызвало насмешки со стороны собрания астрологов, а смущенный отец, озабоченный своим положением и репутацией, даже отшлепал сына. Он забыл, что его ребенок был даром Господа Шивы. Как он осмелился поднять руку на Шиву?

Мальчик очень рассердился и убежал домой. Его старый слуга Пурнананда увидев состояние молодого хозяина, вытер ему слезы и немного успокоил. Затем Пурнананда дал мальчику нож и отправил его в джунгли, велев принести

оттуда пальмовые листья, на которые он собирался переписать некоторые астрологические тексты, чтобы затем по ним самому обучать мальчика. В то время люди все писали на пальмовых листьях.

Сарвананда вскарабкался на пальму и дал выход своему гневу, яростно отсекая листья ножом. Тем временем сама Природа направила к нему эфирную сущность очень высокого ранга с тем, чтобы оказать Сарвананде помощь. И вот этот сиддх принял физическую форму, сотворил иллюзорный образ кобры и направил ее на то дерево, где сидел мальчик.

Когда Сарвананда увидел змею, весь его гнев сосредоточился на ней: "Значит, ты хочешь укусить меня? — сказал он. — Хорошо, но вначале я перережу тебя. Как тебе это нравится?" Произнеся это, он разрубил змею надвое и сбросил останки наземь.

Под деревом сидел сиддх, и, почувствовав, как на его спутанные волосы упало мертвое тело кобры, он сказал: "Хм-ммм! Что это? А ну-ка слезай!" Ожидая самого худшего, Сарвананда спустился с дерева, но сиддх просто погладил его по голове и сказал: "Я все знаю, мой мальчик, и хочу помочь тебе". Используя кровь змеи в качестве чернил, он записал на пальмовом листе все детали шава садханы, которая, будучи выполнена должным образом, доставит Ма большое удовольствие.

Затем Сарвананда вернулся домой и рассказал Пурнананде все, что с ним произошло. Слуга прочел текст на пальмовом листе и сказал: "Эту садхану необходимо выполнять в ночь новолуния, то есть сегодня. Давай сделаем так: мы вместе отправимся на смашан, там ты убьешь меня, сядешь на мой труп и будешь делать то, что я тебе сейчас скажу. Затем явится Ма и спросит, чего ты желаешь. Попроси Ее: "Пожалуйста, оживи Пурнананду и сделай так, как он скажет". Таким образом Ма предстанет перед нами обоими".

Вечером они отправились на смашан, мальчик перерезал старику горло и, усевшись верхом на его тело, начал повторять данную ему мантру. После нескольких повторений ему явилась Ма и спросила, чего он желает. Он сказал Ей все так, как его научил Пурнананда. Ма оживила старика, и он тоже увидел Ее. Затем Она спросила: "Чего ты хочешь?"

Пурнананда ответил: "Все так называемые астрологи высмеяли моего мальчика за то, что он сказал, что сегодня ночь полнолуния. Сохрани его честь".

Ма улыбнулась, и из ногтя Ее мизинца появился шар света, такого яркого, что на много миль вокруг стало светло, как в полнолуние. Все астрологи во дворце были вне себя от изумления.

Сарвананда был еще ребенком и ничего не знал о садханах, но он исполнился такой любви к Таре, что сказал Ей: "Ма, Ты была так добра ко мне, показав мне свою форму, но я хочу увидеть Тебя во всех Твоих формах, во всех Твоих проявлениях, ибо я хочу узнать Тебя полностью и любить должным образом". Тара опять улыбнулась ему и согласилась. Сарвананда не имел никакого представления о значении сарвавидьи, но, попросив о всех формах Ма, он получил как раз сарвавидью. Если Природа желает, чтобы вы достигли в чем-либо успеха, будет создана такая ситуация, в которой вы попросите — сознательно или нет — о том, что вам действительно необходимо. Пурнананда стал учеником Сарвананды, а позже сам стал великим ученым и пандитом. Именно он вдохновил покойного сэра Джона Вудроффа, члена калькуттского Верховного Суда, на написание работ о Кундалини, предназначенных для западного читателя, под псевдонимом Артур Авалон.

А что же Сарвананда? Он стал домохозяином и однажды исчез неизвестно куда. Так никто и не знает, что же с ним произошло.

Вам даже в голову не придет просить о сарвавидье, это все часть игры Ма. Но когда Она дает вам знание, вы становитесь настоящим экспертом, непревзойденным в своей области.

Материнский аспект богини.

Сарвананде очень повезло. Ма явилась ему, когда он был еще мальчиком, поэтому он автоматически стал относиться к Ней как к матери. Лишь у одного человека из миллионов возникает желание Пережить на собственном опыте материнский аспект Бога. Нет ничего более высокого, чем поклонение Матери, ибо только Мать может показать ребенку лицо его Отца. Точно так же, как физическая мать знакомит ребенка с его физическим отцом, дедушкой и бабушкой, другими родственниками, так и Божественная Мать показывает своему ребенку лицо его Отца — Шивы, Вселенской Души. Поэтому вам необходимо вначале пытаться достичь успеха в поклонении Богу с атрибутами, а затем уже выбранное вами божество приведет вас к лишенной атрибутов Конечной Реальности. В конце концов, кто является источником всех атрибутов? Ма.

Конечно не все агхори относятся к Ма как к Матери. Но я думаю, что самое мудрое — поступать именно так. Всегда помните, что контролировать любую Шакти очень непросто, а контролировать космические Шакти почти немыслимо. Хватать Кали за волосы и говорить Ей: "Являйся мне прямо сейчас!" — дело очень опасное. Это приведет к состязанию между вашей и Ее волей, и если ваша воля не окажется сильнее, Кали напугает вас так, что вы лишитесь рассудка или получите разрыв сердца. И не потому, что Она ненавидит вас, — нет, Она никогда ни к кому не питает ненависти, хотя, конечно, никому не нравится, когда им помыкают. Она любит вас и желает играть с вами, но если слон и комар затеют между собой борьбу, каков будет результат?

Если вы относитесь к Ма как к своей жене (я не говорю, что это невозможно; я знал одного святого, который именно так и относился к Ней, — он переносил свое благоговение на изваяние Ма и поклонялся Ей как своей супруге и в конце концов достиг успеха) и однажды встречаете женщину, которая в силу некой связи в прошлой жизни кажется вам привлекательной, вы можете тут же обнаружить, что перенесли свое поклонение на Майю, на плоть и кровь вместо истинной сущности. Из-за того, что ваше поклонение способствовало накоплению такого большого количества энергии, ваше падение в Майю будет еще более глубоким, и кто знает, сколько вам потребуется времени, чтобы выбраться оттуда?

Лучший путь поклонения Шакти — это поклонение Ей как матери. К тому же это избавит вас от стольких карм. Если вы будете смотреть на всех женщин как на свою собственную мать, разве сможет у вас в голове появиться мысль об изнасиловании или обмане? И если вы видите Божественную Мать во всех существах, разве вы сможете когда-нибудь намеренно обидеть кого-то из них? Нет, — и это автоматически уводит вас от круговорота действия и реакции на него. Рамакришна Парамахамса видел Божественную Мать во всех людях, включая свою собственную жену, и посмотрите, что это ему дало!

Вы можете исследовать все мировые религии, но ни в одной вы не найдете ничего столь же возвышенного, как наше видение материнского аспекта Бога. В христианстве он в некоторой степени присутствует в виде поклонения Деве Марии, но лишь в Индии поклонение Матери достигло совершенства, ибо Индия сама является матерью. Она дала убежище стольким иноземным расам и религиям — евреям, зороастрийцам, христианам, мусульманам и т.д., — и позволила каждой из них прийти к расцвету собственным путем. Было ли что-нибудь подобное в других странах? Именно поэтому священным символом Индии является корова.

Корова — идеальная мать. Ее вымя имеет Четыре соска: один — для теленка, второй — для гостей, в том числе для птиц и животных, третий — для использования молока в религиозных ритуалах и четвертый — для хозяина. Молоко автоматически делится на четыре равные части, и его хватает всем. К тому же корова страстно предана своему теленку, как женщина-мать должна быть предана своему ребенку. Иногда стоит корове лишь взглянуть на теленка, как из ее вымени начинает течь молоко — не капать, а именно течь. Когда у меня была молочная ферма, я видел это много раз собственными глазами. Если теленок умирает, корова отказывается давать молоко (не то что наши водяные буйволицы, которых можно легко обмануть, надев голову теленка на палку). Буйвол является символом Тамаса, глупости, тупости; корова же — это чистая Саттва, ясность ума.

И не только буйволы, ваши западные коровы тоже будут давать молоко независимо от того, жив теленок или нет. Когда я говорю, о в этом состоит фундаментальное различие между Востоком и Западом, это не пустые слова. Что особенного в том, чтобы давать молоко? Все животные делают это. Величие наших индийских коров состоит в том, что они дают молоко только из своей огромной любви. Вот в чем ценность коровьего молока. Разве не содержится молоке хотя бы небольшая толика этой любви? В молоке должна быть любовь. Эта эмоция отличает коров от других животных. Как же мы можем быть не правы в своем почитании их? Мы почитаем не кожу, копыта и хвост, — мы почитаем сущность. Несколько лет назад я прочел в газете о том, как в Америке одна корова внезапно съела пятерых цыплят, которые играли перед ней. Ни одна индийская корова этого не сделала бы. Индийские коровы по-матерински относятся ко всем маленьким живым существам.

Вы знаете, что когда Господь Кришна был маленьким мальчиком, его звали Гопала, что буквально означает "защитник коров". Это слово имеет много других эзотерических значений, но даже это основное значение прекрасно. Гопала был таким чудесным ребенком, что все коровы в округе любили его больше, чем своих собственных телят. Поэтому я всегда и говорю, что вы должны относиться к Богу как к матери. Ребенок обладает наилучшим контролем над Шакти, ибо у него нет желаний, он не желает ничего, кроме матери, и мать будет постоянно и неустанно оказывать внимание ребенку.

Всегда пребывайте в объятиях Матери. Когда вы покидаете Ее объятия и пытаетесь защититься самостоятельно, Она говорит: "Хорошо, давай, губи себя". Как вы можете заботиться о себе? Никак. Закон кармы слишком тяжел для вас, чтобы справиться с ним в одиночку. Но если вы останетесь в объятиях Матери и всегда и во всем будете полагаться на Нее, Она даст вам все необходимое. Может ли какая-нибудь мать быть равнодушной к своему ребенку или не пытаться сделать его счастливым? Пока вы будете относиться к Ма как к своей собственной Матери, Она будет относиться к вам как к своему собственному ребенку.

Как мать узнает о том, что ее ребенок голоден? По его плачу. Каждый раз, когда он плачет особым образом, мать знает: "Да, настало время кормления". Я знаю это по собственному опыту. Когда я действительно впадаю в гнев, когда мир становится мне отвратителен, Ма приходит ко мне и, как бы похлопывая меня по плечу, говорит: "Забудь обо всем этом. Знаешь ли ты, что…", и начинает обучать меня чему-либо новому, о чем я никогда и не мечтал, чему-то настолько изумительному, что я теряю дар речи и напрочь забываю о своем гневе. Какое сострадание! Была ли когда-нибудь такая мать, как Она?

Когда же ребенок не плачет, мать знает, что его маленький животик полон, и не беспокоится о нем. Так же и в мире. Пока вы спокойно наслаждаетесь человеческой жизнью, Ма думает: "Хорошо, он удовлетворен. Пусть радуется. Зачем я ему нужна?" Но когда вы решите, что с вас такой жизни хватит и захотите вырваться из бесконечного круга рождений и смертей, тогда вам останется только одно: кричать, плакать, требовать, чтобы Ма явилась и позаботилась о вас. И только Ма явится к вам. Вы должны желать Ее больше, чем чего бы то ни было другого, — а в наш темный век Кали Юги существует столько препятствий к этому!

Но если вы сможете представить себя новорожденным младенцем, какие желания у вас останутся? Ребенок слишком невинен, чтобы осознавать что-либо кроме самых простых и насущных желаний. И в этом состоянии не возникает вопроса об искушении. Если вы предложите ребенку сделать выбор между шоколадом и алмазом, что он возьмет? Конечно, шоколад. Алмаз не представляет для него никакой ценности. И когда вы узнаете, что мир не имеет никакой ценности, вас ничто не сможет соблазнить и вы сможете избежать всех препятствий, возникающих в век Кали Юги. Но это может сделать только дитя. Вот поэтому я так сильно люблю малышей Гопалу и Иисуса.

Последователи ведической традиции считают, что тот же риши, который воплотился на земле в теле Рамы, а позже — в теле Кришны, воплощался также и в теле Иисуса. Мы принимаем Иисуса за одного из нас. Но посмотрите, что произошло с христианством, с прекрасным учением Иисуса. Они уничтожили столько людей "во имя Христа", в то время как Христос проповедовал, что следует подставлять другую щеку. Но Иисус! Его глаза! А образ Матери и Ребенка: дитя-Иисус, играющий со своей Шакти. Это так божественно. Христиане получили такое учение — и сделали из него какую-то путаницу. Но все обстоит именно так, и, как говорил Киплинг, "Восток — это Восток, а Запад — это Запад, и никогда им не Встретиться". В некоторой степени он был прав. Мы, жители Востока. Ценим только эмоциональный аспект. Вы, жители Запада, как и ваши коровы, в основе своей являетесь материалистами, хотя, конечно, есть и исключения. Но если сама Природа создала такие различия между людьми, как может одна раса понять другую? Требуются огромные усилия.

[Агхори Вималананда]