Когда я сыт по горло миром, когда я испытываю отчаяние, я всегда обращаюсь к своей Матери. Она является ко мне в любой форме, в какой я попрошу, и так мы играем с Ней. Иногда она предстает предо мной как моя Мать, иногда — как моя жена, иногда — как мой ребенок. Она всегда со мной. Она никогда не покинет меня. Давным-давно мы дали друг другу обещание быть всегда вместе. Если она когда-нибудь покинет меня, я не проживу и мгновения. Кто Она? Мое эго, Шакти, отождествившаяся с моим телом. Если Она покинет меня, я должен буду умереть. Большинство людей не знают истинной ценности эго и неверно обращаются с Ма. Я же, как мне кажется, являюсь самым счастливым человеком в мире, ибо моя Смашан Тара раскрыла мне все относительно моего эго, а также научила постижению Ее как Адьи, Изначальной Шакти. Она является тем, к постижению чего мы стремимся.

[Агхори Вималананда]

Ма является источником всех знаний, источником как иллюзий, так и освобождения от иллюзий.

Она — основа и опора этой Вселенной и всех других возможных вселенных. Она носит имя Адья, поскольку Адья означает "то, что является первым и поэтому вечным, то, что не имеет ни начала, ни конца, то, что существует всегда". Только так она может составлять основу всего Космоса. Если бы она была подвержена созданию и уничтожению, разве была бы Она основой? Нет, Она вне пределов чего бы то ни было, и вместе с тем Она — источник всего.

Хотя Она не имеет ни начала, ни конца, Она может существовать как в проявленном, так и в непроявленном состоянии. Будучи проявленной, Она действует как источник Вселенной. Это Ее кинетическое состояние. Когда же Вселенная растворяется, Она становится непроявленной. Это Ее потенциальное состояние. Энергия остается энергией и в кинетическом и в потенциальном состоянии; меняется лишь ее форма.

И помните, если вы прилагаете достаточно усилий, вы можете в конце концов чему-то научиться, но вы никогда не сможете обнаружить источник происхождения Вселенской Матери, Адьи. Вам даже не нужно пытаться искать его, ибо постичь его невозможно. Он непостижим. Но когда вы сами становитесь Матерью, тогда исчезают все вопросы о различии между познающим и познаваемым. Как может быть какое-либо знание о Ма, если вы стали Ею?

Ма, Шакти, Майя — эти три слова являются Ее описанием. Но каждое из них подчеркивает различное качество. Майя — это Ее иллюзорный аспект, Ее способность связывать с ограниченными формами. Шакти — Ее аспект силы и энергии. А как же насчет Ма? Ма указывает на Ее материнский аспект, материнское качество Бога.

Все испытывают страх по отношению к Майе, поскольку Ее роль состоит в том, чтобы заманивать, завлекать людей в ловушку, не давать им уйти от бесконечной цепи рождений и смерти. Если бы люди были уверены, что смогут противостоять Ее соблазнам, разве они боялись бы Ее? Но неужели Она испытывает ненависть или зависть или другие эгоистические эмоции по отношению к существам, которых порабощает? Разве Она способна на это? Она просто делает свое дело.

Все эти так называемые свами, утверждающие, что Майя — это зло, абсолютно не правы. Как Она может быть злом? Она — Мать всех миров. Я бы даже не мог назвать этих шарлатанов свами, ибо "свами" означает "владелец" или "хозяин". Настоящий свами — хозяин самого себя, а если ты хозяин самого себя, как может Майя оказать на тебя какое-

либо воздействие? У тебя не может быть причин бояться или ненавидеть Ее. Эти обманщики создают такую путаницу в этом вопросе, что ее становится тяжело распутать и дать Действительное объяснение реальности.

Вы должны попытаться понять, что Майя может существовать только в том случае, если есть дуальность. Вселенная состоит из пар основополагающих принципов: мужское и женское, позитивное и негативное, активное и пассивное. Согласно нашей философии, есть только одна Душа, неделимая и пребывающая в состоянии сат-чит-ананды (бытия-сознания-блаженства). Но эта Душа не может получать удовольствие при отсутствии наблюдателя, кого-либо, кто мог бы воспринимать Реальность. Наблюдающие же не могут существовать, если вся Вселенная находится в состоянии не-дуальности, поскольку в этом случае все едино, и никакого разделения на наблюдающего и наблюдаемое быть не может. С целью удовлетворения потребности в наличии наблюдающего Шакти совершает проецирование самой себя. Эта Шакти есть Адья, недифференцированная форма, тотальность всех вселенных. Она безгранична и абсолютна, как и Вселенская Душа и Атман, и единственное различие между ними состоит в том, что Она ощущает себя отдельной от Него, мужского принципа, неизменного Атмана, и это дает Ей толчок к попытке найти Его и воссоединиться с Ним.

Сама Адья не осознает то, как происходит Ее проецирование. Весь этот процесс является спонтанным, в его основе лежит радость, безграничная радость существования сат-чит-ананды. Этот процесс проецирования неизвестен большинству людей, поэтому он и именуется Майей.

Затем начинается индивидуализация самой Адьи, в Ее пределах развиваются обособленные эго, становящиеся индивидуумами. На каком-то этапе эти множественные формы начинают стремиться к тому, чтобы обнаружить Конечное, и Вселенская Душа получает наблюдателей, которых Она так жаждала. Каждый индивидуум начинает этот поиск неуверенно, нерешительно, но рано или поздно достигает воссоединения с Непроявленным. В отдельности друг от друга Душа и Адья не имеют силы, вместе же они являются творцами прекраснейшей игры. Когда игра завершена, проекция втягивается обратно в "проецирующего" до следующего цикла сотворения. Разве это не чудо?

Люди по-прежнему спрашивают меня: "Зачем Майя завлекает нас, если Она является неотъемлемой частью материнского аспекта Бога?" Понять это не так-то сложно. Каждый мужчина и каждая женщина представляют собой часть космических Женского и Мужского Принципов. В каждом человеческом существе, в самых глубинах его сущности сокрыта память о неописуемом блаженстве Единства, о радости, которая была первопричиной всего процесса проецирования. Однако этот изначально чистый импульс радости должен пройти через каузальное, тонкое и физическое тела, которые, подобно оболочкам, обволакивают пребывающую в них Душу. При прохождении импульса к обыденному сознанию он слегка преломляется и искажается из-за нашей ограниченности. На каждом из этапов прохождения чистота импульса немного снижается, и к тому времени, когда импульс достигает сознания, он становится в той или иной степени нечистым, в зависимости от особенностей каждого индивидуума. Это и есть истинная Майя: первоначально чистый импульс, пройдя в наши ограниченные сознательные умы, побуждает нас совершать определенные кармы, которые еще больше закрепляют нашу связанность Сансарой.

Каждая индивидуальная личность, будучи переполненной радостью, создает множество мысле-волн, которые проецируются для осуществления. Этот процесс подобен космическому проецированию, но в силу отсутствия чистоты он весьма ограничен. Мысле-волны проецируются из каузального тела и являются результатом прошлых карм, поэтому они несовершенны. Большинство людей забывают, что эти мысли являются лишь временным проявлением, и пытаются цепляться за них или, напротив, избегают их, если они доставляют неудобство. Но если вы обладаете определенными знаниями относительно них, вы можете выбрать способ их уничтожения. Мой наставник учил меня, что полное удовлетворение желания является единственным путем, ведущим к освобождению от Майи. Лишь с устранением всех несовершенных проекций вы можете обрести видение реального.

Майя очень устрашающа, это верно. Вселять страх — Ее истинная функция. Майя всегда пугает вас или пытается сделать это, но Она никогда не нанесет вам удар, если вы попытаетесь приблизиться к Ней. Люди боятся, что если они отбросят то, чем занимаются в жизни, им придет конец: "Если я потеряю все свои деньги, что со мной будет?" Но каждому из нас рано или поздно придет конец. Если вы скажете Майе: "Я пришел в этот мир нагим, и нагим его и покину. Пожалуйста, делай все, что Тебе угодно, мне все равно", — тогда вы добьетесь успеха в садхане. Духовный подвижник должен быть бесстрашным, ибо тогда ему не грозит никакая опасность: она возникает только от его страха. Особенно это относится к агхори. Духи, обитающие на кладбище, будут пытаться вселить в вас ужас, и, поверьте мне, они знают, как это делать. Если же вы будете начеку, они ничего не смогут сделать вам. Однако достаточно одного небольшого сомнения, — и вы можете совершить ошибку в своей садхане. Даже малейшая оплошность может означать мучительную смерть и вечное членство в братстве духов.

Майя представляет собой внешнее одеяние Вселенной. Когда женщина хорошо одета, с хорошим макияжем и дорогими украшениями, она может выглядеть красивой, но как только вы оголите ее, вы сможете сосчитать все ее дефекты, шрамы, пятна, чрезмерный волосяной покров и т.п. Когда вы видите Майю, вы должны смотреть вглубь, чтобы обнаружить ее истинную природу.

Зеленый плод манго выглядит очень аппетитным, но на вкус он кислый. Однако, имея некоторое понимание, вы осознаете, что незрелость манго — это лишь определенная стадия в его развитии. И когда вы видите золотистый плод, вы знаете, что он должен быть сладким. Вы должны понимать непостоянство состояния незрелости и не ждать, что оно будет вечным.

Обсуждаемая нами проекция обладает динамичностью и поэтому именуется Шакти. Шакти — это энергия. Она возникает спонтанно, а затем уже контролируется. Шакти всегда должна быть контролируемой, иначе она бесполезна или даже опасна, подобно неконтролируемому электричеству. Шакти имеет ценность только в том случае, если она поставлена в определенные условия, и в этом заключается роль Шивы, мужского аспекта Вселенской Души. Он всегда изображается с тремя глазами, и до тех пор, пока Его третий глаз закрыт, Майя может существовать, ибо тогда Шива

имеет только два глаза, символизирующих дуальность. А Майя представляет собой сущность дуальности. Когда же третий глаз Шивы (глаз джнаны — трансцендентной мудрости) открывается, он видит лишь единство. Этот третий глаз не способен к какой-либо дифференциации, и поэтому Космос, который может существовать только через дуальность, должен раствориться. Пока третий глаз Шивы остается открытым, ничто, кроме недифференцированного состояния, существовать не может. Когда же он снова закрывается, Шива оказывается подверженным дуальности, и происходит новое возникновение Космоса.

Поэтому Смашан Тара имеет три глаза. Она представляет собой как проявление дуальности, так и обладателя джнаны, так что любовь к Ней никогда не принесет вам горя. И поэтому Она носит имя Тара: Она заставляет вас пересечь океан дуальности и достичь Единства. Тара никогда не обманет ваших ожиданий — никогда! Но если вы любите Майю, чистую дуальность, вы окажетесь в ловушке проявленного мира и будете пребывать в ней на протяжении миллионов будущих жизней. У вас есть выбор: любить Майю или любить Ма, поверхностное или глубинное. Вы не можете любить и то и другое одновременно. Ма никогда не бывает жестокой, Она всегда дает вам то, чего вы желаете. Если вы желаете Майю, внешнюю оболочку Ма, вы ее получите. И Ма позаботится о том, чтобы вы обладали ею до полного насыщения.

Ма дает вам то, чего вы хотите. И Она дает это непосредственно из своей собственной сущности, ибо Она — Мать. Мать вскармливает свое дитя своей собственной сущностью в форме молока. Если вы просите Ма об удовлетворении своих мирских желаний, именно это вы и получите. Она будет удерживать вас в мире и поить молоком Майи столько времени, сколько вы будете проситься остаться здесь.

Если вы всю свою жизнь ежедневно мечтаете о сексе, то, скорее всего, вы будете жаждать секса и в момент смерти, поэтому Ма скажет: "Хорошо, дитя мое, если ты хочешь секса, бери столько, сколько можешь". И Она поможет вам наслаждаться сексом сколько душе угодно, обеспечив вам рождение в теле голубя, или петуха, или воробья. И когда вы получите желаемое в достаточном количестве, когда вы будете удовлетворены полностью, когда вы закричите: "Хватит! Пожалуйста, прекрати!", — тогда Ма заставит вас перейти к новым вещам.

Ma желает, чтобы вы получили свои уроки. Поэтому мясоед получает рождение в теле либо хищника, либо его жертвы, либо их обоих по очереди. Люди льют горькие слезы на похоронах себе подобных, но абсолютно не задумываются о страданиях животных, которых они убивают. Они никогда не останавливаются перед тем, чтобы убить и съесть. Только подумайте, вначале они убивают курицу. Чаще всего они перерезают ей горло, и она истекает кровью до тех пор, пока не умрет, а это мучительная смерть. Затем они ее ощипывают, чистят, готовят на огне и съедают. Если мясо окажется жестким, они еще и проклянут бедную курицу за то, что она недостаточно вкусна для их языка. Из скольких человеческих существ получилось бы нежное, постное и вкусное мясо, если бы их убили, приготовили, приправили и подали к столу?

Мясоеды забывают о том, что матери животных тоже любят своих детей. Задумывались ли они когда-нибудь о той агонии, через которую проходит курица, когда у нее на глазах убивают ее цыплят? Или взять корову, воплощение материнства: размышляют ли они о том, какие страдания она испытывает, видя убийство своего любимого детеныша, которого она взрастила в своем теле и вскормила своим молоком и которого она любит больше собственной жизни? Задумываются ли эти так называемые люди о той ужасной боли, которую они причиняют корове-матери? Смогли бы они вынести убийство собственных детей, совершенное у них на глазах?

Как Ма может учить таких ослов? Их нельзя назвать людьми, обладающими достаточно тонким интеллектом для того, чтобы поставить себя на место других живых существ и пережить их радости и печали. У Ма нет другого выбора, кроме как заставить их страдать так же, как они сами заставили страдать других, и она позволит животным, которым они доставляли мучения, теперь мучить их самих. В конце концов справедливость должна восторжествовать. Если я перережу вам горло в этом рождении, вы имеет полное право перерезать горло мне в одной из своих последующих жизней. Опыт — лучший учитель, и дурак не научится ни на чем другом.

В действительности Ма вовсе не завлекает нас, мы сами завлекаем самих себя. Мы смотрим на Ма и видим то, что хотим видеть.

Все эти божества являются нашими собственными проекциями, наше существование также есть не что иное, как наша проекция. Если мы спроецируем на Ма желание плоти, Она предоставит нам ее, — то ли для еды, то ли для совокупления. Поэтому я и говорю, что для большинства сегодняшних так называемых людей все культурное утонченное развитие состоит в поедании мяса и помещении плоти в плоть. Я верю в выход за рамки кожи, за рамки плоти, костей, костного мозга и всего остального в достижение сущности.

Если вы хотите продвигаться по духовному пути, вам следует забыть все, кроме лица Матери. Чтобы убедиться в том, что у вас не осталось больше никаких желаний, Она предложит вам весь Космос. Но когда вы достигнете стадии, на которой сможете отвергнуть все соблазны, когда вы достигнете успеха и Она примет вас как своего собственного ребенка, тогда вам больше никогда ни о чем не нужно будет беспокоиться. Однажды, явившись ко мне, Ма сказала: "Я сделаю тебя правителем мира!" Я засмеялся и ответил: "Ма, благодаря Твоей милости я знаю кое-что о своих предыдущих жизнях и знаю, что уже обрел большую часть того, что может предложить мир. Я не хочу больше заниматься этим. Все, что я хочу, — это Ты". Она улыбнулась и приняла меня.

Видение Богини.

 Есть еще одна причина, по которой необходимо стать перед Ма ребенком. Дети любят своих матерей, какими бы злыми или некрасивыми они ни были. Просто рассуждать о форме Ма — это одно, но увидеть Ее в действительности, с сочащейся кровью и с клыками, готовую поглотить вас, — совсем другое. Ваша реакция на Нее и определяет то, что Она может сделать для вас. Если вы не выражаете испуг, Она сделает для вас все, — просто из любви к вам. Если же вы реагируете со страхом или отвращением, Она станет еще более ужасной и страшной, и где вы тогда окажетесь?
Кали и все Ее проявления — Смашан Тару, Чиннамасту, Бага-ламукхи и все другие формы — нельзя назвать плохими. Никто не хочет любить их, все боятся. Кали не может понять, почему все испытывают такой страх по отношению к Ней. Если вы любите Ее в достаточной мере, вы измените Ее природную разрушительность до такой степени, что исчезнет даже жажда крови.
Люди считают Смашан Тару самой страшной богиней — и таковой Она и является. Одно из Ее имен — Бхаянкари, то есть "Вселяющая ужас". Но если вы подойдете к Ней с сердцем, полным любви как у Кришны, Она станет Радхой, величайшей возлюбленной Кришны. Если вы относитесь к Ней как к матери, Она и любит вас, как мать любит своего ребенка. Но если в вас нет веры в Ма, великую Богиню, и если вас постигает неудача, то вам ничего не остается, как рождаться снова и снова, пока вы не исправитесь.
Вы можете подойти к изображению Ма и сказать Ей: "О Ма, как Ты прекрасна!" или: "Какой ужас!" — или что-то еще, но испытываемая вами эмоция является лишь реакцией на Ее внешнюю форму. Если вы хотите развить настоящие отношения с Ней, проникнуть внутрь Нее и достичь Ее внутренней сущности, вы должны знать какому существу вы поклоняетесь.
Не зная Ее внутренней сути, как вы можете познать Ее? Но прежде, чем отправиться вглубь, вы должны вначале понять Ее внешнюю форму, ибо это на самом деле ваша внешняя форма. Атман, или Вселенская Душа — это солнце, а вы — отражение. Точно так же, как луна может отражаться сразу в тысячах водоемов, Атман может существовать в миллионах человеческих существ и оставаться при этом отстраненным, незатронутым. Большинство людей представляют собой несовершенные отражения, ибо они завязли в трех гунах, трех основных качествах существования. Если вода в озере взволнована, она не может верно передавать образ луны, но когда она спокойна, отражение совершенно. Когда вы видите Ма, вы смотрите на Нее через пелену, через завесу трех гун, поэтому вы и не можете с самого начала увидеть Ее в Ее истинной форме.
Почему Она синего цвета? Вначале задайте этот вопрос, и когда вы поймете ответ на него, вы сможете понять и все остальное. Почему небо или море синее? Если вы наберете пригоршню морской воды, вы увидите, что она прозрачная, но море в целом имеет синий цвет. Воздух бесцветен, небо — нет. Это все оптический обман, а то, что вы видите Ма — или Кришну — в синем цвете, также является оптической иллюзией, ибо вы смотрите на них своими физическими глазами. Если бы вы могли видеть божественным глазом, вы бы увидели нечто иное. Но сейчас Смашан Тара для вас Шьяма — глубокого, сияющего темно-синего цвета.
Ее шея обвита гирляндой из свежеотсеченных голов, — тем, что мы на санскрите именуем "рунда мала". В гирлянде восемь ухмыляющихся голов, символизирующих восемь "петель", то есть эмоций, которые затуманивают ум и побуждают совершать кармы, которые еще больше привязывают человека к вечно вращающемуся колесу рождения и смерти. Эти восемь петель или ловушек (на санскрите — "паши"), которыми вы можете прикончить себя следующие: похоть, гнев, жадность, заблуждение, зависть, позор, страх и отвращение. Находясь в состоянии неведения, вы обладаете одной или многими из этих эмоций или ухмыляющихся голов. Смашан Тара говорит: "Я отсекаю тебе голову, чтобы излечить тебя от этой болезни, чтобы освободить тебя из этой западни". К сожалению, большинство людей так привязаны к своим ловушкам, что в страхе шарахаются от Смашан Тары, думая, что Она хочет убить их. Она хочет убить не вас, а ваше ложное "я", ограниченную индивидуальность, которая укреплялась в течение многих рождений. Вы боитесь Ее потому, что отождествляете себя с этой посредственной личностью, в то время как ваша истинная индивидуальность представляет собой нечто совсем иное. Когда Она отсекает вам голову, ваш ум становится прочным, устойчивым в концентрации, и это дает вам возможность достичь успеха в садханах агхоры.
Смашан Тара имеет груди в форме горшка (гхатастани), а что может быть более подходящим символом материнства, чем женская грудь? Материнский аспект присущ всем женщинам. Дайте двух или трехлетней девочке куклу и посмотрите, как она будет ухаживать за нею! Она будет возиться с ней, кормить ее, укладывать спать; редко когда можно найти мальчика, который бы столько внимания уделял какой-то кукле. Женщинам предназначено быть матерями, и этот инстинкт у них врожденный. Но пока женщина на самом деле не родит или не усыновит ребенка, он находится в потенциальном состоянии. С появлением ребенка материнство проявляется в ней в полной мере.
Даже этот процесс не происходит спонтанно. Он развивается вместе с развитием ребенка. Если взять людей, то по мере развития ребенка в матке груди матери увеличиваются, а соски темнеют. Во время беременности грудь увеличивается в размере и весе вдвое. Начинается образование молока. Тело готовится к кормлению ребенка еще до его рождения. Разве не великодушна Природа? Большинство мужчин, видя грудь, думают о сексе, но вы погубите себя, если будете относиться к Смашан Таре как к своему сексуальному партнеру. Вы недостаточно сильны для этого. Лишь немногие способны на это. Поэтому вы должны воспринимать Ее как мать, которая любит и защищает вас, и должны приветствовать Ее приход к вам в этом образе. У Нее большой живот (ламбодари), ибо она поглощает и переваривает все существа во Вселенной: Она впускает их в себя, прежде чем отправить в мир.
На Ее поясе — юбка из свежеотсеченных человеческих рук. Одно из санскритских слов, обозначающих руку, — "кара", и оно связано со словом "карма". Эти руки символизируют все кармы миллионов ваших жизней. Здесь есть и правые руки, и левые, так что учитываются все ваши кармы — положительные и отрицательные. Большинство людей облекают себя в свои кармы, а Она хочет отсечь их, полностью освободить вас от них. Почему Она носит их в виде юбки? Потому что таким образом они прикрывают пупок и лобковую кость. А разве не во имя этих двух вещей совершается большинство карм — для удовлетворения живота и гениталий? Разве большинство людей не готовы на все ради еды и секса?
На щиколотках Смашан Тара носит не серебряные браслеты, а маленьких кобр. Кобра всегда является символом умерших предков. Когда вы выполняете садхану, вы должны постоянно помнить, что делаете это не только для себя одного, вы совершаете это для всех своих прародителей, ибо если бы не они, вы бы никогда не могли получить человеческое рождение. Она говорит вам: "Это твои предки, которые пришли ко мне и нашли убежище у моих лотосовых стоп".
У Смашан Тары четыре руки. В одной она держит череп, символизирующий оболочку из трех гун, покрывающую душу. Петля, которую Она держит во второй руке, символизирует аркан, которым вестники Ямы (бога смерти) выхватывают живое из мира. Отобрав этот аркан у Ямы, Она дарует вам бессмертие, ибо теперь Яме нечем взять вас. С бессмертием приходит бесстрашие, ибо основой всех страхов является страх смерти. В третьей руке Тара держит ножницы, которыми Она разрубает три гордиева узла, связывающих вас с воплощенным существованием. Этот аспект связан с кундалини-йогой. И, наконец, в четвертой руке Тара держит острый меч, именуемый "кхадга" и являющийся символом вечной игры разрушения и создания Вселенной. Для вас это означает разрушение всех ваших сомнений, ложных представлений и впечатлений. Она Уничтожает их своим мечом. И поскольку люди умирают из-за сомнений, это дает гарантию того, что вы никогда не умрете.
И, наконец, Ее лицо. По-моему, я не видел ничего красивее. Тары лотосовые глаза. Помните, — лотос является символом мудрого различения. Язык свешивается из Ее рта, из него капает кровь. Все живые существа, какими бы крошечными они ни были, имеют в своем теле ту или иную кровеподобную субстанцию. Беря у них эту кровь, Она очищает ее. В тантре этот процесс известен под названием ракша шуддхи. Это значит, что Она удаляет огромное количество карм, приведших к рождению индивидуума из определенного чрева, и теперь ему гарантировано рождение более высокого порядка. На самом деле Она изменяет составляющие вашей личности, которая является совокупностью всех ваших бесконечных карм в бесчисленных рождениях. Это — адхидайвика ракта шуддхи, — очищение вашей личности.
Когда вы постигаете — не просто достигаете интеллектуального понимания, но постигаете на собственном опыте через выполнение садханы — все качества Смашан Тары, тогда Она больше не кажется вам синей. Она теряет всякий цвет, все атрибуты. Когда вы приходите к Ней и попадаете в Ее объятия, все ваши ошибочные представления о Ней исчезают. Вы видите Ее такой, какой Она на самом деле является. Вы не можете видеть Ее физическими глазами. На санскрите и большинстве индийских языков глаз в целом обозначается существительным женского рода, глазное яблоко — существительным мужского рода, зрачок — женского, а сетчатка (пардах, "занавеска" на хинди) — существительным мужского рода. Так что, как вы видите, дуальная природа внешней Вселенной, как в зеркале, отражается в физических глазах. Можете не надеяться увидеть с их помощью что-либо, кроме дуальности. Но когда "занавес" поднимается, вы видите абсолютную, недифференцированную Реальность, то, что мы на санскрите именуем Ниракара Таттва. Не остается даже тени дуальности. Может ли слепой различить пол стоящего перед ним человека? Только на ощупь.

Состояние, в котором вы видите Смашан Тару в форме Ниракары, является состоянием нирвикальпа самадхи, отождествлением с бесформенным.

[Агхори Вималананда]

Дар матери Кали.

 Однажды в храм пришел человек средних лет. Он смотрел на статую Матери Кали и плакал, и плакал, и плакал. Священник какое-то время наблюдал за ним, а потом сказал:
— Это слишком. Вы создаете столько шума и мешаете остальным. Уходите! Уходите из этого священного места. Другим нужно молиться и медитировать в тишине. Вы разрушаете атмосферу.
Сказав это, священник вместе с другими поклонявшимися вывел человека на улицу. Когда человек оказался вне храма, он снова заплакал. Священник очень рассердился. Он сказал:
— Ты должен оставить эту территорию. На улице делай что хочешь, но не возле храма.
Человек продолжал плакать и плакать, поэтому его отвели метров на сто от храма. Несколько сильных мужчин остались с ним, чтобы не дать ему вернуться в храм.
Вдруг явилась Мать Кали с мечом, в своем самом свирепом аспекте. Те, кто охранял человека, испугались, поскольку она посмотрела на них глазами, наполненными силой. Затем она повернулась к человеку, полная сострадания и любви. Она тут же изменила свое настроение. Мать Кали испугала тех, кто охранял человека, а затем исполнилась к нему любовью, нежностью и заботой.
— Скажи мне, сын, почему ты плачешь? — спросила его Мать Кали.
— Я плачу оттого, что один из моих друзей стал чиновником. Другой стал врачом, а третий инженером, — сказал человек. — Все они стали очень-очень известными. Бедный я, я ничтожество. Я учился вместе с ними, а теперь они стали известны в своих отраслях, а я никто. Я не думаю, что смогу чего-то достичь, поэтому и плачу. Я так благодарен тебе, Мать, за то, что ты пришла. Что мне делать со своей жизнью?
— Что ты хочешь, чтобы я сделала? — спросила его Мать Кали.
— Дай мне, пожалуйста, один дар, — сказал он.
— Какой дар? — спросила Мать Кали.
— Я так завидую своим друзьям, которые стали великими в своем деле, — сказал человек. — Я так смущаюсь при встрече с ними. Они приглашают меня к себе домой, но они такие важные особы, что я не осмеливаюсь принять приглашение. У меня нет даже жены. Я пытался найти ее, но никто не хочет выходить за меня замуж, поскольку я не достиг успеха.
— Ты хочешь, чтобы у тебя была жена? — спросила Мать Кали.
— Нет, теперь, когда ты пришла, я хочу умереть здесь и сейчас перед тобой, — сказал человек.
— Нет, нет, твое время еще не пришло. Проси меня, пожалуйста, о чем-то другом. Я исполню любое твое желание. Я не хочу, чтобы ты умирал, но я готова исполнить любое другое желание. Скажи мне, что ты хотел бы иметь, кем бы хотел быть, — сказала Мать Кали.
Человек думал и думал. Мать Кали продолжала: «Хочешь тоже быть врачом, инженером или важной персоной?
Я одарю тебя всем, что пожелаешь». Человек все думал, думал и думал, но его ум не работал. Он сказал: «Врач уже есть, инженер уже есть, чиновник уже есть. Кем еще я могу стать?» Ничего не приходило ему на ум.
— Что мне делать? — спросила Мать Кали. — Я готова исполнить твое желание, одарить тебя всем, чем пожелаешь, но ты должен назвать это.
— Я не знаю, кем хотел бы стать, — ответил человек. — Я знаю только, что мои друзья стали такими великими.
— Сын мой, в жизни должна быть цель. — сказала Мать Кали. — Ты заработал аттестат, но не продолжил образование ни в какой сфере. Другие хотели стать врачом, инженером, чиновником и так далее. А у тебя не было цели. Стрела у тебя есть, но нужна мишень. Если ты не целишься стрелой в мишень, как же ты достигнешь своей цели? Ты стал стрелой, но у тебя нет желания идти к цели, к мишени. У тебя всегда должна быть цель. Тебе нужно стать целью. Так поступили твои друзья. А ты никем не хотел стать. Я говорю тебе сейчас, что еще не слишком поздно. У тебя все еще есть шанс.
— О нет, слишком поздно, — вздохнул человек.
— Еще не поздно, — настаивала Мать Кали.
— Дай мне только этот дар, — сказал тогда человек. — Я хочу умереть, ведь для меня уже слишком поздно.
— Нет, ты можешь сделать успешную карьеру, — сказала Мать Кали.
— Нет, Мать, я хочу умереть у твоих стоп, — сказал он.
— У моих стоп? — спросила Мать Кали. — Куда же тогда ты хочешь отправиться?
— Я никуда не хочу. Я умру у твоих стоп и отправлюсь туда, куда ты меня возьмешь, — сказал человек.
Мать Кали была полна сострадания и любви к этой душе. Она сказала: «Хорошо, я благословляю тебя. Я заберу тебя на высшие Небеса». Мать Кали коснулась его, и он умер. Затем она исчезла.
Проходившие мимо спрашивали «Что случилось? Тот шумный бедняга больше не плачет и не кричит?» Они подошли ближе и увидели, что он мертв. Видевшие явление Матери Кали подумали, что она посмотрела на него с тем же гневом и разрушительной силой, что и на них. Они сказали: «Мы знали, что он был плохим человеком. Но он был еще и идиотом. Он не убежал прочь. Вот почему Мать Богиня убила его. Он это заслужил». Никто из них не захотел убрать мертвое тело. Все хотели уйти, не позаботившись об этом теле.
Внезапно явилась Мать Кали. Все крестьяне опять разбежались. Они до смерти испугались. Тогда Мать Кали использовала свою оккультную силу и забрала тело, вознеся его на небо. Когда крестьяне вернулись, тела не было и Мать Кали тоже исчезла.
Крестьяне думали, что этот человек был очень плохим, но на самом деле он получил нежность, любовь и заботу Матери Кали.

Кали и Калидас.

Ма учила меня очень хорошо. Она дала мне знания о некоторых моих предыдущих жизнях, — о тех, которые имели наибольшее значение для моего нынешнего существования. Но Она не хотела, чтобы я научился всему сразу. Иногда для того, чтобы пьеса была сыграна наилучшим образом, необходимо, чтобы актеры не имели никакого представления о том, что они делают. Таким образом они играют свои роли с большей спонтанностью и с большим чувством. Когда вы знаете, кто вы такой, это меняет все.
Поэзию Калидаса изучают в колледжах и школах по всей Индии, но лишь немногие знают историю его жизни, хотя он был величайшим индийским поэтом-классиком. Он был великим преданным Ма, что отражено в его имени: "слуга {дас) Кали". В течение девяти воплощений он поклонялся Ма, и каждое из них он заканчивал тем, что приносил себя в жертву, отсекая собственную голову и изливая кровь на стопы Ма, — он делал это из бесконечной любви к Ней.
В своем десятом воплощении он родился поразительно глупым и с безобразной внешностью. Он не мог даже должным образом позаботиться о самом себе, не говоря уже о поклонении Богине Кали. Он был дровосеком. Поскольку все знали, какой он глупец, то пользовались этим и покупали у него дрова за две рупии, в то время как другие продавали то же количество за десять. Но он был счастлив, что у него так много покупателей, у него было достаточно пищи, и он был удовлетворен такой жизнью.
У царя этой страны была дочь, которая была настолько же умна, насколько и красива; и когда ей пришло время выходить замуж, она объявила, что ее мужем станет только тот, кто сможет победить ее в споре. Каждый, кто сделает неудачную попытку, будет казнен. Многие князья увидели тогда лицо девушки и влюбились в нее, но все они остались без голов после того, как им не удалось переспорить ее.
Наконец у царя лопнуло терпение, он вызвал своего министра и приказал ему найти и привести к нему самого глупого человека в царстве. Чтобы проучить царевну, он объявил: "Я выдам свою дочь замуж за такого человека".
Министр знал, что возражать бесполезно, и отправился на поиски самого глупого человека в царстве. Очень скоро он обнаружил Калидаса. Как раз, когда министр проходил мимо, тот был занят тем, что рубил ветвь, на которой сидел. Министр позвал его и сказал, что царь желает познакомиться с ним.
Калидас удивился: "Зачем? Я не сделал ничего плохого. Зачем мне идти к царю?" Он всегда так разговаривал, он был своего рода факиром и всегда находился в особом расположении духа.
Министр сказал: "Нет-нет. Царь желает видеть тебя, чтобы подарить кое-что", — на что Калидас ответил: "Если царь так жаждет познакомиться со мной, он может сам прийти сюда". Тогда министр приказал двум сопровождавшим его солдатам схватить Калидас и силой доставить во дворец.
Когда царь увидел Калидаса, он был очень изумлен, что такой глупец существует на белом свете, и сказал ему: "Я хочу, чтобы ты женился на моей дочери".
Калидас ответил: "А почему я должен жениться на твоей дочери? В царстве много других девушек, из которых можно выбрать себе жену".
Царю это не понравилось, и он сказал: "Если ты не согласен жениться на моей дочери, тебе отрубят голову". Калидас только пожал плечами.
Во время свадебной церемонии лицо царевны было закрыто вуалью, и она не могла как следует разглядеть своего мужа. По окончании празднества она отправилась в спальню, приготовленную для медового месяца молодоженов. Была прекрасная ночь. Выглянув в окно, царевна увидела, что моросит мелкий дождь. В лесу у зверей тоже был брачный сезон, и они во весь голос издавали свои призывные звуки. Царевна посмотрела на тихо сидящего мужа и, подумав, что тот просто робеет, стала размышлять о том, как пробудить в нем желание любовной игры. Как раз в это время за окном издал свой особенный призывный крик верблюд, и она застенчиво спросила мужа: "Кто это зовет свою подругу?" Она хотела, чтобы он понял, что она ждет, когда он, подобно животным, подойдет к ней и займется любовью.
Верблюд на санскрите "уштра", но Калидас не был способен произнести даже это единственное слово, поэтому он ответил: "Утру, утру". Его жена тут же потеряла весь любовный пыл и подумала: "Неужели мой отец действительно мог так поступить со мной?" Калидасу она сказала: "Ты не умеешь говорить на санскрите, ты можешь разговаривать только на низшем языке. Ты даже не смог понять смысл моего вопроса. Убирайся отсюда, ты мне не пара". Впервые в жизни Калидас почувствовал себя обиженным и оскорбленным. Все это было, конечно, действием Ма: Она звала его к себе. Он был в таком отчаянии от своего положения, что оставил свой Дом и отправился в храм Кали. Там он начал биться головой о стопы Ее изваяния (не забывайте о влиянии его предыдущих девяти жизней), пока на них не упало несколько капель его крови. Этого было достаточно — сама Богиня Кали предстала перед дверью храма и, постучав в нее, прокричала: "Впусти меня. Я — Кали! Проси все, что угодно!"
Калидас поднялся с пола и, встав за дверью так, чтобы Она не смогла открыть ее, закричал в ответ: "Я не верю Тебе!" Внезапно ему на ум пришли смутные воспоминания о его предыдущих рождениях, и он испугался, что Кали опять откажется спасти его.
Кали сказала: "Нет, ты не понимаешь! Доверься мне!"
Калидас ответил обиженным голосом: "Нет, зачем мне доверяться Тебе? Я раньше уже доверялся Тебе девять раз — и посмотри на меня сейчас!"
Ма нежно сказала: "Доверься же мне. Приоткрой дверь совсем немного и убедись, что это действительно твоя Кали". На это Калидас ответил: "Я высуну только свой язык и все". Когда он сделал так, Ма ударила его по языку, и он немедленно обрел дар божественной речи. И не только это — он стал высоким и красивым. Вы можете не верить, мне все равно. Но это правда. С этого момента Ма была с ним двадцать четыре часа в сутки. И из его губ спонтанно лились прекрасные стихи, воспевающие Ма.
Когда Калидас вернулся во дворец, никто не узнал его, но он легко получил доступ к царю, прочитав стихи. Тогда цари любили поэзию. И Калидас прочел стихи, восхваляющие красоту царевны. Он воспел складочки на ее бедрах, образующиеся, когда она поворачивалась, ее высокую упругую грудь, извилистую линию ее талии, ее пупок. Калидас известен своими сравнениями и метафорами, и в этих стихах он сравнивал каждую часть ее тела с соответствующим образом природы. Как раз в то время, когда он читал их, царевна вышла на балкон, находившийся за царским троном, и, увидев Калидаса, тут же влюбилась в него.
Когда Калидас поднял глаза и увидел царевну, он не вымолвил ни слова, он просто выразил свои эмоции взглядом и улыбкой. Какой тонкостью отмечены старые способы выражения чувств! Увидев это, царевна не могла больше сдерживать себя и сказала отцу: "Я должна выйти замуж за этого человека, он единственный во всем мире достоин меня!"
Царь ответил в негодовании: "Ты соображаешь, что говоришь? Ты уже замужем". На что царевна сказала: "Меня это не волнует, этот человек должен быть моим".
Представьте себе всеобщее изумление во дворце, когда Калидас произнес тихим голосом: "Я твой муж" — и затем поблагодарил царя за то, что тот отдал ему свою дочь в жены. Царь в свою очередь предложил Калидасу обширные земельные владения, но тот вежливо отклонил его предложение. Царевна спустилась к трону отца и на глазах всех собравшихся поцеловала его, сказав: "Благодарю тебя, отец, за то, что ты дал мне мужа, достойного меня". И царь вздохнул с облегчением — он был реабилитирован за то, что отдал дочь замуж за бедного "идиота" Калидасу.
Вскоре Калидас покинул эту страну и отправился в Удажайн, где стал украшением двора царя Викрамадитьи. Знакомы ли вы с его стихотворением "Мегхадута", в котором описывается тоска одинокого якши (ангела) по своей жене, с которой он был разлучен? В основу этого произведения Калидас положил переживания от собственной брачной ночи. В своем прежнем состоянии он не мог выразить все те страдания, которые он испытал тогда, будучи отвергнутым. Но благодаря милости Ма он преобразил это неприятное переживание в изысканную поэзию. Если бы он вначале не был подвергнут неведению, он не был бы избран в мужья для царской дочери, крайнее отчаяние не заставило бы его биться головой о камень, и он не мог бы быть спасен Ма и таким образом вернуть себе царевну.
Ма хотела, чтобы он немного пожил в мире и оставил нам свою возвышенную поэзию. Предположим, что он сразу же достиг бы реализации, — пришла бы ему в голову мысль жениться и вести жизнь домохозяина? Никогда. Блаженство пребывания рядом с Ма в миллиард раз выше любых мирских наслаждений. Ма хотела частично вовлечь его в свою Майю, а затем спасти, чтобы, работая над своими проблемами, он мог изумить мир в качестве Ее языка. Бывает и так, что Ма позволяет человеку поклоняться Ей многие годы до тех пор, пока обстоятельства не заставят его сбросить оковы Майи, — и тогда Она является ему. И все это — Ее игра.

[Агхори Вималананда]